Белоснежка и семь сожителей

0   27   0

Комплексные проблемы общественных наук
17 апр. 13:00


58f4e8d35f1be715c2167936

Сказка о красавице и чудовище — типичная картина семьи с мужчиной-алкоголиком, Золушка страдает садомазохизмом, а патологическую лживость так и называют — синдром Мюнхгаузена. Какие психиатрические диагнозы можно поставить сказочным героям?

Хотим сразу оговориться: сказка является, по всей видимости, отголоском сложного клубка древних языческих верований и обрядов. У многих народов мира повторяется один и тот же сюжет — как в сказках, так и в верованиях (ввиду сходства религиозной системы). Поэтому рассматривать сказку и ее героев в отрыве от ее сложной ткани не вполне корректно, но кое-какую «клинику» (если в данном случае, конечно, уместно это выражение, поскольку сказка, так же, как и любое художественное творчество, сон и невроз, имеет, вероятно, похожую природу) определить все же можно.

Девушка созрела

Если вы думаете, что Красная шапочка — девочка, то заблуждаетесь. Фольклористы и психоаналитики предполагают, что шапочка красного цвета символизирует начало менструального цикла. Перед нами — взрослеющая девушка, которая, вероятно, стала «надоедать» своей матери, и та отправила ее в лес — прямо в пасть волку. Волк — это, конечно, символ мужчины (если говорить о первоначальном варианте сказки, не переработанной Шарлем Перро и Братьями Гримм, в случае с обновленной версией ситуация с символикой сложнее, потому что в конце сказки появляются дровосеки).

В исходном сюжете (которому, к слову, уже как минимум семьсот лет) волк, выведав у девочки место, где живет бабушка, убивает последнюю, готовит из ее тела еду, из крови — напиток, переодевается в ее одежду и ложится в ее кровать. Когда приходит Красная шапочка, он просит ее отведать угощение, снять одежду и лечь рядом с ним. Когда девочка начинает задавать «неудобные» вопросы про острые зубы и большие уши, волк съедает ее, на чем сказка трагически заканчивается. Поедание и снятие одежды символизирует половой акт.

Но если забыть о символизме и воспринимать сказку буквально, получается просто букет психиатрических патологий. В первую очередь зоофилия (В Международной классификации болезней десятого пересмотра заболевание под номером F65.8) — у Красной шапочки, и педофилия (в МКБ-10 — F65.4) — у волка, которого можно смело считать самым настоящим сексуальным маньяком (он не только пристает к девочке, но и убивает и расчленяет ее бабушку, а затем съедает и ее саму). И педофилия, и зоофилия относятся к тяжелым сексуальным психопатиям. Зоофилия (если она не связана с «вынужденными» причинами, например нахождением на необитаемом острове) обычно сопровождается слабоумием.

Господа, вы слишком серьезны!

«Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера («симулятивное расстройство» — так в МКБ-10 называется синдромом Мюнхгаузена, когда человек изводит врачей, и себя несуществующими болячками, бегает по больницам и непрестанно обследуется). Сам барон Мюнхгаузен, как мы помним, был вполне здоров. У него другое: псевдология, или мифомания, — патологическая склонность к сообщению ложной информации и сочинению фантастических историй. И хотя психиатры не используют такой диагноз — обычно это симптом либо какого-то действительно серьезного заболевания (различной природы; известно, например, что патологическая лживость связана со структурными аномалиями мозга), либо банально — заниженная самооценка (рассказывая разные несусветные истории, человек таким образом хочет обратить на себя внимание). Вопрос — в степени. У знаменитого шутника она была определенно выше нормы.

Вместе невозможно и врозь никак

Созависимость — такой диагноз можно поставить героине сказки «Красавица и чудовище» (в русской версии «Аленький цветочек»). И хотя психиатрическим он не является, это, скорее, термин, который используют врачи (особенно наркологи) в отношении второй половины зависимых лиц (если говорить о психиатрической составляющей диагноза, то налицо — садомазохизм). Как правило, это жены алкоголиков или наркоманов. Типичный образ такой женщины — скромная, самоотверженная труженица, которая тянет на себе всю семью, в том числе мужа-пьяницу и дебошира, потому что бросить жалко — пропадет.

В итоге картина маслом: жена — святая, муж — деспот. Большинство неискушенных людей, вроде родственников и знакомых, так и воспринимает этот семейный портрет. Психологи и врачи, конечно, понимают, что там все, мягко говоря, неоднозначно: алкголизм (наркомания) — это «симптом» невроза обоих супругов. Они нужны друг другу, как влюбленности весна и, кроме того, постоянно меняются ролями тирана и жертвы. Жена периодически становится тираном (когда набрасывается на мужа за то, что тот выпил), а муж потом дает ей сдачи (или наоборот, тут кому как нравится).

В сказке никакой «химии» (алкоголя и наркотиков) нет, но зависимость может быть и без участия «вещества» (это называется «роковой любовью», которую обожают славить поэты). Один из супругов может быть просто деспотом, а второй — просто жертвой. У красавицы и чудовища — идеальные отношения (правда, никто не знает об их развитии после свадьбы): Чудовище ведет регулярные беседы с красавицей, потчует ее дорогими винами, дарит ей прекрасные наряды, они живут во дворце с невидимыми слугами. Характеры героев показаны в их образах: она — безупречная во всех отношениях красавица, он — в буквальном смысле чудовище, которое в конце сказки превращается в прекрасного принца (который так долго снился девушке). Жаль, конец у таких «сказок» в жизни совсем другой.

Прекрасная и несчастная

Похожий случай — воплощение «антизападной мечты» — очень любимая в нашей стране Золушка. Прекрасная, бескорыстная и беззаветная. Все, на что способна героиня, — выполнять черную работу с утра до вечера и опускать очи долу. В жизни у таких людей никакого принца не будет в помине, но в сказке все иначе: прекрасный сын короля не только влюбляется в замарашку, но и ищет ее по всей округе. Золушке остается только томно вздохнуть и надеть туфельку. И снова никто не сообщает нам, как развивались события у чудесной пары после свадьбы. Скорее всего, там было продолжение в духе «Красавицы и чудовища», только уже не в образах, а в характерах. Диагноз: садомазохизм.

Разврат и шизофрения

А с виду все, казалось бы, пристойно — семь мужественных богатырей и одна прекрасная девушка. Речь о «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (тот же сюжет описан в западном варианте как «Белоснежка и семь гномов»). По мнению известного фольклориста Владимира Проппа, сюжет сказки — это отголосок древней родоплеменной полиандрии (многомужество) и связан с обрядам мужской инициации, когда юноши какое-то время жили в «мужском доме» в лесу, где под присмотром старших проходили обучение охоте и племенным обрядам. А молодая женщина их обслуживала. Во всех смыслах.

Но полиандрия еще не диагноз, а, в общем-то, свободные отношения. А вот разговоры с зеркалом, как это делала злобная царица, — другое дело. Это уже клиника и вполне подпадает под определение шизофрении. Основной симптом — слуховые галлюцинации.


Автор: Ольга Фадеева (Иванова)

Источник: naked-science.ru


0



Для лиц старше 18 лет