Благоприятная среда: опыт инклюзии в музеях и школах в России и США

0   30   0

Народное образование. Педагогика
23 апр. 14:05


571b57055f1be73062b33e69

В декабре Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» пригласил в Москву и Санкт-Петербург Софию Россовски и Синди Ванденбош, специалистов в области доступности музеев для посетителей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В рамках этой поездки в «Гараже» состоялась беседа экспертов с сотрудниками музея, посвященная возможностям адаптации музейного пространства, мировому опыту разработки подобных программ и проблемам инклюзии в общеобразовательных и корректирующих школах в России и США. T&P публикуют расшифровку беседы.


София Россовски

генеральный директор некоммерческой организации City Access New York (CANY)

Синди Ванденбош

бывший лидер проекта «Культурные связи для людей с аутизмом», Консорциум по доступной среде в музеях

Мария Сарычева

сотрудник отдела инклюзивных программ Музея «Гараж»

Влад Колесников

сотрудник отдела инклюзивных программ Музея «Гараж»

Мария: С какого момента и почему вы начали заниматься инклюзивными программами?

Синди: Когда вы говорите «инклюзивные программы», что вы имеете в виду? Я просто хочу убедиться, что мы говорим об одном и том же.

Мария: Для нас инклюзия — это не только специально созданные программы для людей с инвалидностью и без, это еще и обеспечение доступности уже существующих активностей. Мы сейчас находимся только на первой ступени, повышая уровень доступности выставок и образовательных программ. Поэтому доступность музея — это не совсем инклюзия в буквальном смысле, потому что для двух визитов групп посетителей с аутизмом в ноябре 2015 года мы открыли музей на час раньше, чтобы люди чувствовали себя комфортнее.

Синди: Тогда мы говорим об одном и том же. Мое первое образование — антропология, потом я переехала в Нью-Йорк и стала работать в музее, посвященном истории рабочего класса. В нем был создан совет по доступности: вместе с образовательным отделом мы обеспечивали ее для всех посетителей. Этот совет состоял из десяти человек, в том числе людей с разными формами инвалидности. Мы представляли наши программы членам совета, а их задачей было дать нам обратную связь: они могли наблюдать со стороны или участвовать в экскурсиях и тому подобных мероприятиях и только после этого давать рекомендации. С одной стороны, мной руководило желание разрабатывать инклюзивные практики, которые доступны максимальному количеству людей, независимо от того, есть у них инвалидность или нет. Но с другой стороны, всегда есть потребность в увеличении знания о конкретной ее форме и о том, что именно нужно человеку в музейном пространстве, чтобы чувствовать себя комфортно. В идеале когда-нибудь у нас будет достаточно знаний, чтобы создать универсальную программу (как универсальный дизайн), и я надеюсь, что к тому моменту у нас уже будет полностью сформировавшееся инклюзивное общество.

  • София Россовски и Синди Ванденбош рассказы...София Россовски и Синди Ванденбош рассказывают о своем опыте разработки программ для людей с аутизмом на базе музеев Нью-Йорка. © Фонд «Выход»
  • Синди Ванденбош рассказывает о дружественн...
  • Синди Ванденбош рассказывает о дружественных музейных практиках для людей с аутизмом.© Фонд «Выход»

Долгое время я проводила экскурсии с использованием тактильных материалов для слепых и слабовидящих посетителей, разрабатывала экскурсии для глухих и слабослышащих посетителей вместе с переводчиком жестового языка. На экскурсиях для детей с особенностями развития я училась подходить к своей работе более творчески, постоянно изобретать новые способы диалога, думать о том, как, например, структурировать информацию, чтобы человек с нарушением зрения понял, о чем я хочу рассказать. Всему, что касается доступности музеев для людей с инвалидностью, я научилась у людей с инвалидностью. Но делиться своими знаниями было бы невозможно без понимания того, что каждый человек, который приходит в музей, приносит свои трудности с собой: это может быть пониженная обучаемость, или у него просто болит голова и дурное настроение, или высокая сенсорная чувствительность.

К организации Museum Access Consortium (Консорциум по доступной среде в музеях. — Прим. ред.) я присоединилась, еще будучи музейным работником, и состою в ней уже на протяжении 10 или 12 лет. Это сообщество сотрудников музеев и людей с инвалидностью, объединенных идеей увеличения доступности музеев Нью-Йорка и готовых обсуждать музейные программы. Но это сообщество началось с 10–15 энтузиастов, которые хотели сделать музеи Нью-Йорка комфортными и доступными для каждого.

Читать дальше.


Автор: Nastya Nikolaeva

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет