Британские и американские ученые реже делятся данными, чем их коллеги из континентальной Европы

Общественные науки в целом
13 апр. 09:00

5acdfe8a7966e104c599c423

Исследование показало, что ученые из университетов и научно-исследовательских институтов континентальной Европы публикуют данные чаще, чем их коллеги из США, Великобритании, Канады и Австралии.

Издательство Springer Nature провело опрос среди 7700 ученых со всего мира и установило, что почти две трети авторов – 63% – публикуют данные своих исследований на регулярной основе, либо в качестве приложения к статье в научном журнале, либо в репозитарии данных.

Однако ученые из разных научных областей и стран неодинаково готовы делиться своими данными, утверждает Springer Nature.

Так, из 17 стран, где более 100 человек приняли участие в опросе, реже других данными делятся ученые из Канады: только 50% канадских ученых ответили, что публикуют данные исследований в приложении или в репозитарии. Этот показатель также недостаточно высок в США и Австралии – по 55%, в Португалии – 56% и в Великобритании – 58%.

С другой стороны, ученые из стран континентальной Европы публикуют данные своих исследований куда чаще: так регулярно поступают 76% польских ученых, 75% немецких и 69% ученых из Швейцарии.

Что касается научных дисциплин, то чаще всего данные публикуют представители биологических наук – 75%, наук о земле – 68%, медицинских и физических наук – 61% и 59% соответственно.

Несмотря на различия в этих показателях, большинство исследователей по всему миру считают, что данные научных исследований должны быть доступны. Когда издательство Springer Nature попросило оценить по шкале от 1 до 10, насколько важна для них доступность научных данных, три четверти респондентов – 76% – поставили отметку от 6 и выше. Четверть респондентов поставили отметку 10.

Как отмечает timeshighereducation.com, главной преградой на пути распространения научных данных для большинства ученых (46%) является организация данных таким образом, чтобы их можно было находить и использовать. Среди других трудностей 37% ученых отметили неуверенность в вопросах авторского права, 33% – незнание, каким репозитарием воспользоваться, и 26% – недостаток времени для этой дополнительной работы.

В целом, исследование Springer Nature показало, что многие ученые нуждаются в дополнительной информации о распространении данных. Одновременно, необходимо разрабатывать более простые и быстрые пути публикации этих научных материалов.

Вице-президент Springer Nature’s Open Research Group по вопросам данных и развития новых продуктов Грейс Байнс (Grace Baynes) отметила, что, хотя ученые «уверены» в важности распространения данных, предстоит сделать еще немало усилий, чтобы это стало обычной практикой.

«Для реализации этой задачи необходимо внимание всего научного сообщества, а также совместные усилия спонсоров, институтов, библиотек, издателей и самих ученых», – говорит Байнс.

Автор: Simon Baker