Что такое «по закону»: история поиска ответов

0   57   0

Государство и право. Юридические науки
17 дек. 14:43


56729fc65f1be73857000041

Как сформировалась социология права, какие направления исследований доминируют сегодня и на какие работы по теме стоит обратить внимание, рассказывает социолог Кирилл Титаев

Совы не то, чем они кажутся.
Twin Peaks (реж. Дэвид Линч, 1990-1991)

До начала XVIII века, то есть до эпохи Просвещения, право в Европе опиралось скорее на здравый смысл судьи, правовой обычай, локальную традицию, а не на писаный закон. Кодексы, единое правовое пространство, разграничение подсудности, единообразное применение закона — все эти идеи появляются в ходе просвещенческого проекта. До этого времени на каждой территории действует несколько разных судов, и подавляющее число преступлений или гражданских споров может быть рассмотрено в каждом из них. Королевские и локальные акты, каноническое право, судебные прецеденты, местные обычаи, труды великих (как правило, римских) юристов — все это служит основанием для принятия решений примерно в равной мере. Описание российской ситуации в эту эпоху отлично представлено в двух сборниках, вышедших под редакцией Марианны Муравьевой.

Переход к Новому времени вызвал к жизни идею позитивного, зафиксированного в тексте законов права (черпающего свою легитимность в решениях правителя, воле народа или естественных правах — неважно), нашедшую свое отражение, например, в наполеоновских кодексах. В реальной повседневной работе суды и другие органы, которые «применяли» право «на земле», не всегда руководствовались исключительно кодексами и законами, но в правовой науке XIX века позитивизм доминирует абсолютно. Главными идеями стали: идея государства как источника права, сведение права к комплексу норм, действующих в том или ином месте в то или иное время, идея того, что люди (судьи, полицейские и так далее) лишь применяют право и, будучи применено правильно, оно обеспечивает «равенство всех перед законом». В ХХ веке эти идеи будут доведены до логического завершения в работах основателя нормативистской школы права Ганса Кельзена.

Однако юристы, философы, чиновники, судьи быстро начинают понимать, что рисуемая картина если не всеобщего благоденствия, то по крайней мере всеобщего равенства разрушается, столкнувшись с реальностью. Для Маркса право сразу становится инструментом, который используют господствующие классы для подавления, или, во всяком случае, результатом борьбы между различными игроками. На пространствах Восточной Европы юристы обнаруживают разительное несходство между законами (правом), которым их учили, и тем, что практикуется «на земле». Будущий товарищ обер-прокурора уголовного кассационного департамента Правительствующего сената Иван Фойницкий в 1878 году выпускает «Программу для собирания народных юридических обычаев», которая станет краеугольным камнем его дальнейшей работы. В ней он предлагает детальный план описания реальной юридической практики сельской (преимущественно) России.

Необходимость этой программы, по его мнению, связана именно с тем, что работа суда на местах бесконечно далека от писаной нормы. Фойницкий навсегда сохранит убеждение, что кроме Полного собрания законов Российской империи существует еще и правовая практика, которая в лучшем случае закон учитывает, но не строго ему следует, а в типовом случае попросту этого закона не знает. В интересной ситуации оказывается и человек, написавший первую книгу, в названии которой присутствуют слова «социология права», — Ойген Эрлих. В 1896 году, вернувшись после получения докторской степени в Вене в родные Черновцы, он наблюдает бесконечную удаленность от законов Австро-Венгерской империи реальных способов разрешения конфликтов, практикуемых украинцами, русскими, румынами, цыганами, евреями, проживающими на территории Буковины.

По другую сторону Атлантического океана к схожим мыслям приходит Оливер Уэнделл Холмс (младший), будущий член Верховного суда США, который в 1881 году публикует свой opus magnum — «Общее право». В нем, если предельно упростить, он показывает роль здравого смысла в принятии судебного решения и последовательно проводит мысль о том, что судья сначала принимает решение, руководствуясь своей человеческой природой, и потом, пользуясь своими профессиональными навыками и юридическими умениями, легализует ее с опорой на тексты законов и прецедентов.

Именно из этого парадокса — совмещения догматической, текстуально-ориентированной юриспруденции и повседневной логики судьи, чиновника или адвоката — выросла современная социология права. Со временем эта дистанция нисколько не уменьшилась. Гюнтер Тюбнер даже ввел в 1997 году термин «глобальная Буковина», отсылающий к источнику вдохновения Ойгена Эрлиха, чтобы показать, что существующий разрыв между «правом в книгах» и «правом в жизни» вырос.

Весь XX век — это век поисков ответа на вопрос о соотношении формальной и действительно работающей нормы. Ответы искали представители самых разных дисциплин: психологи, пытавшиеся понять, почему люди ведут себя в соответствии с законом тогда, когда это явно нерационально, и нарушают его, когда выгоднее было бы пойти законным путем; микросоциологи, которые пытались реконструировать, как же выглядит «законное» внутри жизненного мира человека; социологи, ориентированные на количественные методы и структурные объяснения, для которых неравенство в вынесении приговоров нередко оказывалось основным маркером социального неравенства вообще; социологи-теоретики, создававшие концепции права (закона) как феномена особого рода или же описывающие пространство юриспруденции как важнейшую, но при этом отдельную часть социального пространства. Перечислять или пытаться каталогизировать всех участников этого поиска — занятие увлекательное, но требующее большого количества времени.

За время поиска правильного ответа сформировалась довольно обширная междисциплинарная область, которая в англоязычном мире обычно называется Law and Society, или Empirical Legal Studies, в Европе чаще рассматривается как часть социологии права или — преимущественно в Скандинавии — примыкает к криминологии. По-русски это можно было бы назвать «эмпирическим правоведением».

Продолжение читайте далее.


Автор: Кирилл Титаев

Источник: ПостНаука


0



Для лиц старше 18 лет