Деконструкция Колобка: кто и зачем изучает культурологию в России

0   16   0

Искусство. Искусствоведение
20 апр. 14:24


571766df5f1be73062b33637

Русская антропологическая школа открыла набор в магистратуру. T&P рассказывают про одну из немногих образовательных структур, сочетающую в себе несочетаемое: изучение философии и математики, кино и антропологии, филологии и психоанализа, нейролингвистики и memory-studies. Почему важно заниматься деконструкцией Колобка, как философия актуализируется в современной культуре, зачем культуролог должен работать бок о бок с биологами и физиками — в рассказах преподавателей Русской антропологической школы.


Вячеслав Всеволодович Иванов

Академик РАН, доктор филологических наук, профессор Калифорнийского университета, Лос-Анджелес, преподаватель РГГУ, ведет в Русской антропологической школе курсы лекций «Введение в изучение незападных культур» и «Структурная антропология».

«Гуманитарные науки в современном мире невозможны без понимания естественно-научных концепций. На своих лекциях я рассказываю о том, каким образом теория информации связана с квантовой физикой, как генетика коррелирует с лингвистикой. Задача культуролога — связать воедино знания разных дисциплин и показать, чем они полезны для человечества.

Вячеслав Всеволодович Иванов — один из создателей теории «основного мифа», представляющей двух персонажей-противников, божества-Громовержца и хтонического Змея, как базис для возникновения бинарных оппозиций (светлое-темное, верх-низ, добро-зло), так или иначе представленных во всех мифах народов мира, а также соавтор теории происхождения праиндоевропейского языка.

В курсе лекций я главным образом занимаюсь тем, что называют культурной антропологией, то есть тем, как в так называемых первобытных обществах предпочитают дуальную структуру общества и дуалистическую мифологию, которая обычно с этим типом общества связана. В книге «Открытое общество и его враги» Карл Поппер довольно подробно объясняет, почему стабильное общество должно быть двухпартийным. В проекции на современность это примерно тот же вопрос, которого касается культурная антропология, когда занимается дуальными структурами в так называемых первобытных обществах, то есть в подавляющем большинстве обществ, которые существуют сегодня на земном шаре. Общество делилось на две половины, каждый знал про свою половину. Например, кеты, загадочный сибирский народ, и некоторых животных также относили к людям. В частности, у медведя несколько душ, как и у людей, поэтому, когда медведя убивают, после охоты устраивается медвежий праздник, во время которого гадают. Подбрасывают медвежью кость и определяют таким образом, к какой половине племени он принадлежал. Часть животного мира тоже делится на эти половины. И вообще весь мир делится на две половины.

Это то, что мы называем дуалистической мифологией. Все мифологические существа и стихии — небо, земля и так далее — тоже делятся на две группы, которые соответствуют одной из половин племени. Оказалось, что это более или менее общий принцип, который открыт исследователями в разных частях того, что до недавнего времени называли третий мир, а сейчас называют «развивающиеся страны» или, что то же самое, умирающие языки и умирающие народы. Пока все-таки это большая часть народов и языков, которые известны, — все они устроены таким образом». «Дуальные структуры в обществах».

Олег Владимирович Аронсон

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник старший научный сотрудник ИФ РАН, преподаватель РГГУ, ведет два курса в магистратуре Русской антропологической школы.

«Особенность лекционных курсов "Математика и философия" и «Современная теория кино» состоит в том, что они посвящены прежде всего прояснению того, какую роль играет современная философия в мире знания и повседневного опыта. Через историю развития математики в ХХ веке и осмысление ее основных проблем и противоречий, дается представление о соотношении философии современной и классической, а также о ключевых гуманитарных концепциях нашего времени и их связях с математикой, кибернетикой и теорией информации. Через кинематографический образ, осмысленный с позиции различных философских направлений, развивается особая теория аффективности в мире масс-медиа.

Читать дальше.


Автор: Valeria Kosyakova

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет