Дислексия — дар, проклятие и особенность обучения
Среди моих учеников довольно много детей с дислексией — во всяком случае, мне так сказали. Одни учатся в обычных классах, другие в коррекционных. У меня нет никакой специальной подготовки, а мне бы хотелось им помочь. Не посоветуете что-нибудь?
Позвольте начать со статистики. В отчете Британской ассоциации дислексии говорится, что в среднем 10% населения Великобритании страдают дислексией, из них 4% — в серьезной форме. И это только цифры по зарегистрированным случаям, а сколько людей живет себе, не подозревая, что у них дислексия! Многие, в том числе преподаватели, толком не понимают, что такое дислексия, и не знают, как с ней работать. К тому же довольно часто эту особенность сразу не разглядеть, а скрыть ее не составляет труда. Среди дислексиков немало тех, кто, преодолев трудности своего состояния, вырос в блестящую личность, нередко меняющую мир к лучшему. Стивен Спилберг, Уолт Дисней, Стив Джобс, Тео Пафитис, Генри Уинклер (Фонзи), Пабло Пикассо, Кэт Кидстон и Роберто Боланьо — все эти гении страдали дислексией. Разве такое придет в голову кому-то из ваших учеников?
Если вы хотите помочь своим ученикам, давайте сначала проясним, что такое дислексия. Итак:
— Дислексия — это не отставание в развитии.
— Дислексия — это дар, но только в том случае, если его обладатель осознает свои преимущества и таланты. Само по себе нарушение не делает человека талантливым. Многих дислексиков нужно «раскрывать», поскольку они чрезмерно зациклены на том, что не способны делать, и забывают о том, на что способны.
— Среднестатистический человек считает, что дислексия выражается в нарушениях чтения, письма, сложностях с орфографией и математикой, а некоторые думают, что дислексия — это когда человек путает буквы и слова. Но дислексия гораздо шире.
— Многие полагают, что дислексия влечет за собой пониженную обучаемость, хотя это справедливо лишь в том случае, если ребенок не способен развить навыки и найти пути, как преодолеть сопряженные с расстройством сложности, или позволяет дислексии мешать учебе и жизни.
Дислексикам очень нужна эмоциональная поддержка. Но этого недостаточно. Нужно помочь им выработать индивидуальные механизмы работы с нарушением. Только тогда они откроют свои сильные стороны, в которых и будут добиваться успехов. Ключ в том, чтобы отвлечь их от того, что они не могут делать, и показать с помощью многих других доступных им учебных навыков, на что они способны.
Соавтор книги «Дислексия» Рональд Дейвис рассказывает, как однажды его пригласили поучаствовать в телешоу и спросили про «плюсы» дислексии. Ведущая перечислила с десяток знаменитостей, страдающих этим нарушением, и выразила изумление, что, несмотря на дислексию, все эти люди гениальны. Дейвис считает, что она не уловила главного — их гений расцвел не вопреки, а благодаря дислексии! Конечно, не все дислексики одинаково талантливы, не все становятся гениями, но, думаю, полезно понимать, какие мозговые процессы стоят за превращением дислексии в дар в истинном понимании слова. Мы от природы уникальны, поэтому каждый из нас способен стать по-настоящему необыкновенной личностью. Вот несколько определений дислексии, взятых из разных источников, в том числе с сайта Британской ассоциации дислексии.
— Дислексики способны с помощью определенных мозговых функций влиять на чувственное восприятие других людей и создавать новые воображаемые миры.
— Люди с дислексией тонко чувствуют, что происходит вокруг.
— Любопытство у дислексиков развито гораздо сильнее, чем у среднестатистического человека (хотя я не уверена, что определение «среднестатистический человек» вообще имеет право на жизнь!).
— Люди с дислексией обычно мыслят образами, а не словами.
— Дислексики, как правило, весьма проницательны и обладают хорошей интуицией.
— Дислексики постоянно используют все органы чувств, поэтому они думают и воспринимают мир многомерно.
— Нередко дислексики принимают воображаемое за действительное, как будто то, о чем они думают, совершенно реально.
— Люди с дислексией часто обладают невероятным, очень живым воображением.
Вот почему так важно, чтобы ни родители, ни учителя, ни
Где же их детская искорка?
У меня есть класс, где собрались одни интроверты. Они такие тихие! Где же их детская искорка? Что мне делать?
Мы такие, какие мы есть. Я такая, какая я есть, и вы такая, какая вы есть. И, как ни странно, наши ученики такие, какими они уродились. Все, что мы делаем или решаем не делать, заложено в характере. В частности, огромное влияние на нашу жизнь оказывает уровень интро- или экстравертности — начиная с языка, которым мы пользуемся, и степени нашей авантюрности и заканчивая психическим здоровьем и способностью к счастью.[…] А знаете ли вы, что интроверты и экстраверты даже разговаривают по-разному? У них разный уровень владения устной речью и разный языковой запас. Иногда это отличие выражается в скорости речи и в том, насколько быстро они способны выразиться. Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Language and Social Psychology, язык экстравертов в высшей степени абстрактен, в то время как интроверты скорее придерживаются голых фактов.
Как минимум треть жителей Земли погружены в себя. Они предпочитают не говорить, а слушать, они изобретают и придумывают, но терпеть не могут саморекламу, они охотнее работают в одиночку, чем в команде. А знаете ли вы, что Розу Паркс (американский общественный деятель, основатель движения за права чернокожих граждан США. — Прим. пер.), Фридерика Шопена, Доктора Сьюза (американский детский писатель и мультипликатор. — Прим. пер.) и Чарльза Дарвина можно причислить к интровертам, хотя какой учитель отказался бы от таких учеников? Я порой сильно завидую интровертам, их способности неспешно мыслить и не рубить сплеча, как часто делаю сама.
Полный текст читайте далее.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв