Дейдра Макклоски: «Государство не может владеть тем, что находится в вашей голове»

0   10   0

Экономика и экономические науки
19 апр. 15:47


571628d15f1be73062b3341b

В рамках проекта InLiberty «Возвращение этики» знаменитый экономист Дейдра Макклоски приехала в Москву, чтобы рассказать о своей парадоксальной теории капитала. Макклоски считает, что богатство страны зависит исключительно от этических принципов, по которым она живет. T&P воспользовались случаем, чтобы подробнее расспросить об этой теории, а заодно узнать, можно ли изменить общество и как.


Дейдра Макклоски

американский экономист, доктор философии, в 1980–1999 годах — профессор экономики и истории в Университете Айовы и приглашенный лектор-профессор в Стэнфордском университете, Лондонской школе экономики и политических наук и Австралийском национальном университете, в 2002–2006 годах — профессор философии, экономики и культурологии Роттердамского университета, заслуженный профессор Иллинойского университета в Чикаго

— Ваша трактовка экономики с точки зрения этики довольно нестандартна. Вы помните, как эта мысль впервые пришла вам в голову?

— Совсем не сразу. Прежде всего, когда-то я была мужчиной с традиционным экономическим образованием. Но постепенно я стала понимать, что материалистический способ объяснения не работает. На это мне потребовалось немало времени, но я наблюдала то, что понятия «формирование капитала» и «эксплуатация рабочего класса» больше не объясняют, как устроен мир.

— А были ли они верны в XX веке?

— Нет, не были. Вспомним про вторичный капитал. Мы сейчас сидим в здании, которое полностью сделано из бетона: его появление стало возможным благодаря тому, что один французский садовник изобрел железобетонные плиты. Он хотел изготовить большие горшки и придумал использовать дешевые сети из стали, чтобы укрепить бетон. Большие горшки из керамики делать невозможно, они просто рассыплются, их можно сделать из камня, но выйдет намного дороже. Инновации и изобретения невероятно важны, и простой французский садовник в этом смысле оказывается крайне влиятельным человеком. Так что жизненно важно, чтобы люди имели возможность что-то изобретать: Ньютон был гений, нам нужны гении, но технологии двигают вперед простые люди. Вот почему важно, чтобы во всем этом участвовали женщины, иначе вы просто автоматически лишаете себя половины идей и людей, которые способны что-то изобретать. Я настаиваю на том, что либерализм XIX века принес идею равенства, что, в свою очередь, привело ко множеству изобретений. И они уже повлекли за собой капитал.

— Да, но не кажется ли вам, что страсть к инновациям была присуща всему человечеству, независимо от ступени развития этики?

— Да, конечно. Просто раньше все шло медленнее. А с начала XIX века мир как будто сошел с ума — все только и делают, что изобретают новые технологии. Мой друг Мэтт Ридли говорит о том, что идеи занимаются сексом, заводят детей, а они уже порождают новые идеи, тоже занимаясь сексом. Это очень обаятельная идея, но Мэтт не объясняет, почему так происходит. Люди изобретали с ранних времен, женщины придумали гончарное дело и текстиль, но главное, что им нужно для этого, — свобода. Препятствия на пути к изобретательству действительно могут мешать.

InLiberty

InLiberty

Читать дальше.


Автор: Марина Анциперова

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет