Феномен культуры

0   6   0

Комплексные проблемы общественных наук
23 февр. 13:49


56cc39565f1be74633000f00

Широкой публике Умберто Эко известен прежде всего как автор «Имени розы», «Маятника Фуко», «Баудолино» и других романов — интеллектуальных, постмодернистских, но в то же время массовых, по-настоящему популярных и любимых.

Почти столь же знамениты работы Эко в научно-популярном и просветительском жанре: «История красоты», «История уродства», эссе о современной массовой культуре (например, сборник, посвященный «Бондиане») и многое-многое другое. Особняком стоит «Как написать дипломную работу» — вопреки нарочито «прикладному» заглавию, эта небольшая книжка представляет собой универсальное пособие по написанию, редактированию и анализу едва ли не любого текста.

Третья ипостась Эко, тоже весьма популярная, — публицист. Он как мало кто умел диагностировать состояние общества и культуры: нарочитую примитивизацию картины мира в СМИ и рождение из этой примитивизации химер и чудовищ. Например, именно Эко продемонстрировал, как современная конспирология, в частности фобия «жидомасонов», выросла из бульварной литературы XIX века («Шесть прогулок в литературных лесах). Он вывел хрестоматийные 14 признаков фашизма: традиционализм, антиинтеллектуализм и иррационализм, неприятие модернизма, неприятие несогласия и пацифизма и т.д.

Поклонники Эко-писателя, Эко-просветителя и Эко-публициста, конечно, знают, что прежде всего он был ученым — историком-медиевистом и специалистом по семиотике. Его достижения в этой сфере, по понятным причинам, наименее известны широкой публике. Между тем, Эко, прежде чем стать литературной звездой, уже был звездой поп-философии, а прежде чем стать звездой поп-философии, уже был звездой в академических кругах. В 1956 году он опубликовал исследование «Категория прекрасного у Фомы Аквинского» (она же «Эстетика Фомы Аквинского»), основанное на его дипломной работе, которую он защитил двумя годами раньше в Туринском университете. Из этой книги впоследствии выросли «История красоты» и «История уродства», известные отечественному читателю. На первый взгляд кажется, что это какая-то узкоспециальная тема, в которую непосвященному лучше вообще не соваться. На самом деле не требуется никакой особой подготовки, чтобы оценить, насколько она интересна.

Обыденному сознанию категории «красиво» и «безобразно», а равно «хорошо» и «плохо», «умно» и «глупо» и т.п. кажутся самоочевидными и, так сказать, предустановленными. Однако даже самое беглое знакомство с историей искусства убеждает, что категория прекрасного исторически изменчива — попросту говоря, люди разных эпох и разных культур имеют разные представления о том, что красиво, а что нет (а также что хорошо и что плохо, что умно и что глупо, что смешно и что грустно). То, что кажется человеку красивым, многое говорит об этом человеке. И уж конечно, коллективное представление о «прекрасном» — важнейшая характеристика любой культуры, которая в значительной степени проясняет смежные категории — «хорошее», «доброе», «правильное», «умное» и т.д. Эко исследовал, что считал прекрасным Фома Аквинский (1225–1274) — главный богослов и философ европейского Средневековья, «точка отсчета» всей последующей западной мысли, в том числе Возрождения, Реформации и Просвещения.

Вам наверняка доводилось видеть поделки современных дизайнеров типа «классические произведения живописи привели в соответствие с современными стандартами красоты» (увеличили грудь «Моне Лизе», уменьшили талию «Венере» Боттичелли, убрали целлюлит рубенсовским женщинам и т.п.). Так вот, это развлечение основано на идеях, которые начал развивать Умберто Эко в своей дипломной работе, защищенной в 1954 году, когда ему было 22 года.

Читать дальше.


Автор: Артем Ефимов

Источник: N+1


0



Для лиц старше 18 лет