Фигурально выражаясь: зачем нам зевгма и гипербатон

0   14   0

Комплексные проблемы общественных наук
29 янв. 12:08


56ab2c075f1be75d5c0001ec

Наш язык упрощается под влиянием интернета — но не стоит забывать о классических фигурах речи. «Теории и практики» вспомнили, чем полезны хиазм, парономазия и другие стилистические приемы.

Амплификация

Стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов (зачастую синонимов). Такое наслоение усиливает эмоциональное воздействие фразы на читателя.

«Будет тревожно, восторженно, сладко, свободно,

Будет томительно, радостно — все что угодно:

Счастья не будет».

© Дмитрий Быков

«И ничего не желая, ни о чем не жалея, Петерс благодарно улыбнулся жизни — бегущей мимо, равнодушной, неблагодарной, обманной, насмешливой, бессмысленной, чужой — прекрасной, прекрасной, прекрасной».

© Татьяна Толстая

Апокопа

Поэтический прием, основанный на выпадении одного или нескольких звуков в конце слова (чаще всего, последнего безударного гласного). Слово укорачивается, не теряя своего значения — что может придать ему выразительности или помогает «уместиться» в стихотворный размер. Впрочем, мы используем апокопы и в обыденной речи — например, говорим «чтоб» вместо «чтобы».

«С Афродитою Ураньей

не был я знаком заране.

Я всегда служил открыто

Афродите общепита».

© Тимур Кибиров

«Это в белом конверте

Ему пишет зима.

Обещанье бессмертья —

Содержанье письма».

© Александр Кушнер

Гипербатон

Фигура речи, при которой искажается синтаксический порядок слов и/или разрывается синтаксическая связь между словами, которые при правильном построении предложения стояли бы рядом. Это помогает придать фразе выразительность и подчеркнуть тему высказывания.

Читать дальше.


Автор: Дарья Варламова

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет