И повторить!

0   9   0

Механика
30 янв. 15:06


56aca7355f1be75d5c000479

В последнее время в новостях все чаще сообщают, что та или иная компания собирается освоить искусство повторно использовать уже побывавший в космосе космический корабль или части ракеты-носителя. Действительно ли это будущее космонавтики и так ли уж велика выгода, «Чердаку» объяснили эксперты в космической отрасли.

Ракеты и космические корабли сегодня используются только один раз. Например, российский аппарат «Прогресс» — главная «рабочая лошадка» для доставки грузов на Международную космическую станцию — на обратном пути от МКС сгорает в атмосфере вместе с отходами, которые он забирает со станции. Несгоревшие обломки попадают на так называемое «кладбище космических кораблей» — район в южной части Тихого океана. Отработавшие ступени ракет-носителей также падают на землю или в океан — в зависимости от того, откуда они были запущены. Повторному использованию не подлежат и используемые сейчас пилотируемые корабли (хотя некоторые детали используются по нескольку раз).


Запуск ракеты-носителя «Союз-У» с космическим грузовым кораблем «Прогресс М-12М» со стартового комплекса космодрома Байконур. Фото: Олег Урусов/ТАСС

Однако идея создания ракеты-носителя и космического корабля, которые можно использовать неоднократно, существует не только в фантастической литературе, но и в практической космонавтике с самого начала полетов в космос. Теоретически такой подход должен значительно (примерно на порядок) удешевить полеты, хотя за 60 лет космонавтики сэкономить таким образом еще никому не удавалось.

Космические челноки

Впервые реализовать идею многократного использования удалось американцам с программой Space Shuttle: повторно в космос запускались твердотопливные ускорители первой ступени (по плану до 10 раз), а также сами космические корабли (каждый корабль рассчитывался на 100 полетов, но по факту пять построенных кораблей в сумме совершили 135 полетов).

«В то время считалось, что желающих отправить полезную нагрузку в космос будет так много, что космические корабли будут летать как самолеты, туда-обратно. Еще считалось, что им понадобится огромная грузоподъемность: шаттлы могли вывести на орбиту 20 тонн (у космического корабля «Прогресс» — 2,5 тонны)», — рассказал Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского.

Но оказалось, что желающие воспользоваться услугами шаттлов не спешат выстраиваться в очередь, и вместо еженедельных полетов шаттлы отправлялись в космос лишь несколько раз в год.

«Самая главная проблема многоразовости не в ракетных технологиях, а в том, что сегодня нет такого космического грузопотока, который бы окупал эксплуатацию многоразовой ракеты», — считает Андрей Ионин, кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского.

Кроме того, у программы шаттлов оказался еще один изъян. Несмотря на то что в целом надежность этой очень сложной ракетно-космической системы была выдающейся, последствия любой аварии были катастрофическими: терялся космический корабль стоимостью в миллиарды долларов, и, главное, погибали астронавты. 28 января 1986 года на второй минуте полета взорвался космический челнок «Челленджер», а 1 февраля 2003 года при входе в атмосферу разрушился шаттл «Колумбия». В обоих случаях не выжил ни один член экипажа, в общей сложности погибли 14 человек.


Катастрофа шаттла «Челенджер». Фото: NASA

«Выяснилось, что шаттл повреждается при возвращении из космоса в атмосфере гораздо сильнее, чем планировалось. Соответственно, использовать его подобно самолету, который прилетел, заправился, полетел снова, не получалось. Шаттл приходилось после каждого полета разбирать чуть ли не до винтиков и проводить обследование», — пояснил Александр Шаенко, руководитель образовательной программы «Современная космонавтика» в Университете машиностроения.

Читать дальше.


Автор: Екатерина Боровикова

Источник: Чердак


0



Для лиц старше 18 лет