Индустриальная волна: как появились массовое образование и линейное время

0   18   0

Народное образование. Педагогика
8 марта 13:45


56dead5c5f1be71f670003c4

Многие явления и феномены индустриального общества, такие как массовое образование, нуклеарная семья или урбанизация, кажутся нам сейчас привычными и безусловно полезными. Элвин Тоффлер в своей книге «Третья волна» показывает их истинную природу и порою чисто функциональное назначение. T&P выбрали 5 феноменов индустриальной цивилизации, о причинах возникновения которых мы даже не подозревали.

Признанный американский футуролог Элвин Тоффлер считал, что медленно и эволюционно вызревающие технические изменения служат причинами для глубинных потрясений. В определенный момент они обрушиваются на людей и ввязывают их в необратимый процесс реформирования мировой инфраструктуры. При этом агенты предыдущей, затихающей волны активно препятствуют новшествам, пытаясь подавить инакомыслящих и вступая с ними в кровавые, драматичные конфликты. Но шум перемен невозможно заглушить — весь мир оказывается вовлечен в столкновение двух волн, где, как правило, побеждают проводники новых ценностей и технологий.

В своей книге «Третья волна» Тоффлер поделил всю историю человечества на три явно обозримых волны: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Вторая индустриальная волна началась на стыке XVII и XVIII веков. Окончательная победа индустриальной цивилизации состоялась примерно в 1955 году — именно в этом десятилетии количество американских белых воротничков и работников сферы обслуживания превысило количество синих воротничков. Конторских служащих стало больше, чем рабочих на производстве или в аграрном секторе. Весь мир преобразился и был вовлечен в новую систему производства и распределения материальных и культурных благ.

Многие изменения, которые привнесла вторая волна, сейчас кажутся нам настолько привычными и незаметными, что большинство людей даже не подозревает об их изначальной природе. Непререкаемая полезность, удобство или исторический контекст настолько сильно закрепились за ними в сознании людей, что жители индустриальной цивилизации позабыли о прагматичных и порою изощренных интересах индустриализаторов, которые инициировали эти начинания.

Массовое образование

Первые владельцы шахт, заводов и фабрик в Англии обнаружили, что абсолютное большинство рабочих — бывших крестьян и ремесленников — совершенно невозможно приучить к пунктуальности, послушанию и выполнению тяжелой, однообразной работы перед станком или за конторским столом. Они оказались недостаточно приспособлены к работе в условиях индустриальной революции. Если бы всех этих людей можно было подготовить к изнурительному и монотонному труду еще в детском возрасте, то наполнение мануфактур пошло бы куда эффективнее.

Тогда было создано массовое образование, построенное по фабричной модели и включавшее в себя основы чтения, письма и арифметики, немного истории и других предметов. Это был «явный учебный план». Однако под ним находился невидимый, или «скрытый учебный план», который был куда более основательным. Он был направлен на приучение к беспрекословному выполнению указаний, однообразному выполнению заданий и привычке все делать в строгой привязке к времени. Детей звали на урок ударами колокола, который вторил заводскому гудку на линиях сборки из их будущей взрослой жизни. «Фабрики знаний» выпускали унифицированную рабочую силу, не ставившую под сомнение авторитет руководителя и подготовленную к изнурительному труду.

С тех пор образование претерпело масштабные изменения и обогатилось множеством различных профессий, которые требуются на современном рынке труда. Но именно сейчас массовое образование все активнее критикуется исследователями и самими участниками образовательного процесса. Делаются попытки его реформирования, часто связанные с составлением индивидуальной программы для учащегося и не подавления, а фокусирования на его персональных талантах и способностях.

Линейное время

Концепция непрерывного, линейного времени настолько сильно укрепилось в нашей жизни, что мысль о том, что относительно недавно могла существовать какая-либо другая концепция времени, кажется абсурдной. Тем не менее в доиндустриальную эпоху время часто представлялось в виде круга, а не прямой линии. У майя, буддистов и индусов время было круговым и вечно повторяющимся, история повторялась нескончаемо, и даже жизни могли повторяться через реинкарнацию. Вселенная находилась в постоянном движении внутри себя. Человек видел, как каждый год природа умирает и совершенно обессиленная затихает под зимним снегом, чтобы затем вновь возродиться в цвете своего былого великолепия. Он осознавал себя частью природы и тоже надеялся, что после смерти сможет возродиться, стать чем-то новым и прекрасным. Угасание жизни казалось неотвратимым и естественным процессом.

Концепция цикличного времени, которая нашла свое воплощение в индуистском понятии кальпы и встречается в трудах у Платона и Аристотеля, главенствовала в доиндустриальной Европе. До тех пор пока власть была сконцентрирована в земельных владениях, время ощущалось в изобилии и было связано с неизменным циклом земледелия. Но индустриализаторы, заинтересованные в синхронной и предсказуемой работе временной системы, продавили идею линейного времени. Им нужно было, чтобы рабочие приходили и уходили, работали и отдыхали «по гудку». Множество предприятий, зависящих друг от друга и интегрированных в единую производственную деятельность, должны были работать синхронно, чтобы избежать дефицита комплектующих или услуг. Повсеместное распространение получили наручные часы, миллиарды людей начали жить одинаковыми временными периодами, а разделение планеты на часовые пояса подготовило мировые экономики для включения в единый, глобальный производственный процесс.


Полный текст материала на T&P.


Автор: Алексей Павперов

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет