Около года назад кинотеатры начали обзаводиться лазерными проекторами, а сейчас подоспели и новые киноэкраны. «Чердак» узнал о том, какие же они — экраны нового поколения.
Последние несколько лет самыми кассовыми становятся киноленты, выпущенные в формате 3D. И, похоже, трехмерное кино не собирается сдавать свои позиции: эксперты считают, что еще более десяти лет 3D будет на коне. Попробуем разобраться, как же это работает.
Эффект объемности изображения формируется за счет одновременной демонстрации немного разных картинок для левого и правого глаза. Самый простой способ создать трехмерное изображение — использовать очки со встроенными дисплеями, каждый — для своего глаза. По этому принципу работают, к примеру, шлемы «виртуальной реальности». Есть еще анаглифные или анаглифические очки — это всем знакомые картонные очки с разноцветными пленками. Дешево и сердито, но уже не актуально.
Сегодня рынок 3D-систем в киноиндустрии делят между собой несколько компаний: XpanD, Dolby3D и RealD. Есть еще IMAX.
XpanD
Здесь применяется затворный метод разделения изображений для левого и правого глаза. В очки вмонтированы жидкокристаллические затворы. Они работают синхронно с обтюратором — устройством для перекрывания потока света, который встроен в цифровой кинопроектор. Затворы по очереди закрываются, что позволяет каждому глазу видеть только свою часть стереопары. Сигнал передается через инфракрасное излучение. Плюс этой технологии заключается в том, что кинотеатрам не требуется установка специализированных экранов. Минус — изображение может двоиться, а глаза, скорее всего, быстро устанут.
Dolby 3D
Здесь используется цифровой кинопроектор, пригодный и для 2D и для 3D, есть стандартный обтюратор с тремя основными цветными светофильтрами и тремя дополнительными тех же цветов, но с другим спектральным диапазоном пропускания. В очках также установлены светофильтры, создающие одинаковое зрительное ощущение от цветного изображения. Специализированные экраны не нужны.
RealD
Используется круговая поляризация света. Проектор проецирует кадры для каждого глаза, причем эти кадры проецируются в циркулярном поляризованном свете — по часовой стрелке для правого глаза, против часовой — для левого. Происходит это благодаря электронно-поляризационному светофильтру. В результате картинка воспринимается глазом лучше, чем через другие системы. Но чтобы поляризационная 3D-система работала, устанавливают экраны с серебряным напылением. Такой экран не меняет поляризацию падающего света, а значит, не происходит разрушения стереоэффекта. Что же касается технологии IMAX, то в ней используется тоже поляризация, только не круговая, а линейная. Самое осязаемое ее отличие от круговой — искажение изображения при наклоне головы.
Смотри не во всех кинотеатрах
С экранами история, честно говоря, совсем не интересная. За прошедшие сто лет в технологии их производства практически ничего не изменилось. Изначально они были белыми, потом, когда появились поляризационные 3D-технологии, их стали покрывать серебряной краской — она отражает свет, сохраняя его поляризацию. То есть если показывать через поляризационную 3D-систему картинку на белый экран, то 3D-эффекта не будет. Изготавливая серебряные экраны, за основу берут поливинилхлорид и покрывают его серебряной краской. Также с момента появления звукового кино киноэкраны делают перфорированными для того, чтобы они могли пропускать звук от установленной за экраном акустической системы.
В 2016 году на рынке киноэкранов наконец-то появилось что-то кардинально новое. RealD создали экран, не прибегая к технологии покраски. Назвали его Ultimate Screen. Экран позволяет точно контролировать проекцию света: вне зависимости от того, как вертят головами зрители в зале, картинка не искажается.
В основе лежит технология, схожая с офсетной печатью, — так обычно печатают газеты. Основа экрана — жесткий полиэтилен, который не растягивается. Полиэтилен протягивают через барабан, на который нанесен нанорисунок. Барабан сначала проходит по валику с краской, потом переносит рисунок вместе с краской на полотно экрана.
Так как полотно экрана получается достаточно жестким, технологам удалось уменьшить размер перфораций до 150 нанометров, при этом экран пропускает звук не хуже, а общая площадь отверстий на всем полотне стала гораздо меньше. Это помогло избавиться от эффекта «муара», который иногда появляется на обычных перфорированных экранах, и повысило стереоконтраст: изображение стало четче и меньше двоилось.
«Этот экран в ближайшие несколько лет не станет массовым продуктом. Он сделан в первую очередь для кинотеатров с огромными экранами и лазерными проекторами — там он наиболее эффективен», — рассказывает «Чердаку» генеральный директор российского представительства RealD Евгений Лебедев. «Однако и в залах с цифровыми проекторами на ксеноновых лампах 3D-изображение на таком экране будет лучше за счет повышенной контрастности и увеличенного угла обзора».
Чтобы установить новый экран, кинотеатрам потребуется только качественная ровная рама. Правда, в кинотеатрах России и с этим бывает проблема: по словам экспертов, рамы могут быть кривые, из-за чего экран натягивают неровно и качество изображения падает.
Лазерных проекторов в России пока мало. В Москве, например, он есть только в кинотеатре «Синема Парк Ривьера».
Что же касается нового экрана, то увидеть его в действии россиянам пока не удастся. Пилотный экран Ultimate Screen этим летом установили только в кинотеатре Odeon Surrey Quays в Великобритании и в Cinemark Boulder в США, а в ближайшем будущем он появится в пекинском кинотеатре Wanda и в AMC Burbank в Лос-Анджелесе. Но, судя по далеко идущим планам компании и быстрорастущему российскому рынку, можно надеяться, что RealD в скором времени привезут свой экран и к нам.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв