Лекция за 5 минут: о Новом Арбате, Останкинской башне и американском влиянии на советскую архитектуру

0   17   0

Строительство. Архитектура
1 февр. 21:00


56af9d405f1be7458b000138

4 января в рамках цикла «Архитектура ХХ века» в Музее современного искусства «Гараж» состоялась лекция директора по исследованиям Института модернизма Анны Броновицкой о противостоянии СССР и США в области архитектуры. Новый этап послевоенной конфронтации сверхдержав нашел отражение в проектах советского и американского павильонов на Всемирной выставке 1958 года, Американской выставки в «Сокольниках» в 1959-м и новых павильонов ВДНХ. Строительство Останкинской башни и Нового Арбата показывает, как быстро советские архитекторы смогли создать свою версию архитектуры модернизма. T&P публикуют основные тезисы лекции.

С середины 1950-х годов космическая тематика значительно влияла не только на политические и научные взаимоотношения СССР и США, но и на архитектуру. Невероятный факт того, что человек впервые смог преодолеть земное тяготение и отправить сначала спутник, а потом и пилотируемый аппарат в космос, значительно расширил горизонты ожидания и представления о возможностях. «Космический» оптимизм повлиял на архитектурные и градостроительные замыслы.

Возвращение советской архитектуры в русло модернизма было частью политики десталинизации. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев в декабре 1954 года поставил задачу решить жилищный кризис и объявил о необходимости перехода к индустриальному домостроению. Это завершило период сталинской архитектуры и дало старт «борьбе с архитектурными излишествами». Архитекторам было разрешено заимствовать на Западе наработанные технологии и проектные решения, которые советские архитекторы начали успешно адаптировать к местной реальности.

Главной задачей было строительство массового жилья, но параллельно началась выработка нового художественного языка. Для этого снова был объявлен конкурс на проект Дворца Советов, который теперь собирались строить на Ленинских горах, рядом с главным зданием МГУ. Конкурс показал полное смятение архитекторов — большинство проектов оказались слабыми. Победивший проект группы Власова стали дорабатывать, но технологий для его реализации еще не существовало.

Первым знаковым объектом, реализованным после архитектурной реформы, стал советский павильон на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. СССР и США уже выступали на ней в статусе сверхдержав. Однако две страны были равны только в наличии атомной бомбы и космической программы. Советская экономика не могла сравниться с американской, даже учитывая быстрые темпы роста в 1950-е годы. В Брюсселе повторилась история Парижской выставки 1937-го, когда павильоны СССР и нацистской Германии стояли друг напротив друга и соревновались. Советский и американский павильоны также были расположены напротив друг друга, но не в такой агрессивной манере.

Здание советского павильона было построено из новых материалов — алюминия и стекла — и по новому образцу: прозрачные стены, минимум опор, стеклянный плафон сверху, который пропускает дневной свет. Однако художественный облик павильона не так интересен. В журнале «Курьер ЮНЕСКО» было написано, что павильон СССР — это Парфенон из алюминия и стекла. С точки зрения советской публики, это был наивысший комплимент, однако автор этой характеристики скорее хотел указать на противоречие между современными архитектурными конструкциями и традиционностью пропорций.

Опыт участия во Всемирной выставке показал советскому руководству, что необходимо срочно пересматривать культурную политику

Советский павильон был самым посещаемым на брюссельской «Экспо», поскольку миру было интересно посмотреть на закрытую страну после победы в войне и смерти Сталина. Внутри находился также макет первого спутника, что стало сенсацией. Однако суперсовременные технические экспонаты контрастировали с показанным рядом искусством соцреализма, а сама экспозиция была очень архаична. Опыт участия во Всемирной выставке показал советскому руководству, что необходимо срочно пересматривать культурную политику.

США, в свою очередь, видели в выставке возможность продвинуться в противостоянии с СССР. Именно с этим прицелом в качестве государственной культуры был выбран модернизм в архитектуре и современное искусство, не слишком популярные тогда у американской публики. Американский павильон имел изящную, тонкую конструкцию. Внутри демонстрировались не столько все последние достижения, сколько образ жизни: перед входом был устроен фонтан, внутри располагался бассейн с подиумом для показов мод, павильон вместил один из «мобилей» Александра Колдера, огромные панно Сола Стейнберга. По сравнению с перенасыщенной советской экспозицией американская была очень свободной и разреженной.

Далее читайте на T&P.


Автор: Анна Броновицкая

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет