Любовь и эротика в сталинских комедиях

0   295   0

Искусство. Искусствоведение
10 февр. 13:16


56bb0e105f1be70dac000565

В советское время роль учебника поведения, отношений и чувств занял кинематограф. Какие примеры и модели он предлагал гражданам?

Комедия как учебник жизни

К середине 1930-х годов самым значимым жанром советского кинематографа стала кинокомедия. Был взят курс на производство массовых фильмов «легкого жанра» и выдвинут лозунг «Поучать развлекая». Предполагалось, что именно комедии — а лучше музыкальные комедии о «советском настоящем» — будут воспроизводить и транслировать в массы нормы и ценности новой советской культуры. Среди этих ценностей, наряду с пропагандой благотворной роли коллективного труда, должны были показываться и новые отношения между мужчиной и женщиной. Причем в ситуации активного утверждения равенства полов роль основных пропагандистов нового социального порядка должны были взять на себя именно женщины — главные героини советских кинокомедий. Их внешняя привлекательность и трудовая активность должны были придать дополнительную ценность транслируемым идеям и моделям поведения.

Роль главных комедиографов советской России взяли на себя режиссеры Григорий Александров (художественные фильмы «Веселые ребята», 1934; «Цирк», 1936; «Волга, Волга», 1938; «Светлый путь», 1940; «Весна», 1947) и Иван Пырьев («Богатая невеста», 1937; «Трактористы», 1939; «Любимая девушка», 1940; «Свинарка и пастух», 1941; «Сказание о земле Сибирской», 1947; «Кубанские казаки», 1949). А на роль героинь-протагонисток были выбраны красавицы актрисы — и по совместительству жены этих режиссеров: Любовь Орлова и Марина Ладынина. Всесоюзно любимые комедии также ставили Семен Тимошенко («Три товарища», 1935; «Вратарь», 1936; «Небесный тихоход», 1945), Константин Юдин («Девушка с характером», 1939; «Сердца четырех», 1941; «Близнецы», 1945), Герберт Раппапорт («Музыкальная история», 1940 ; «Воздушный извозчик», 1943); в них играли кумиры советских зрителей — Людмила Целиковская, Валентина Серова, Зоя Федорова, Сергей Столяров, Николай Крючков, Евгений Самойлов.

Как устроена советская кинокомедия

Как создавалась советская кинокомедия? За основу были взяты жанровые клише, известные советским зрителям по зарубежным комедийным фильмам и мелодрамам — в 1920-е годы две трети проката занимали американские и европейские киноленты, — а также комедийным спектаклям и водевилям.

Для этого жанра характерно ограниченное число формульных сюжетов, таких как «случайная встреча», «борьба за любимую», «любовная путаница», «ошибки» или «подмены», а также наличие определенных типов персонажей: лирическая героиня, лирический герой, комедийная пара второго плана, помощники, противники, советчики и так далее. Поэтому, говоря о советской кинокомедии 1930–50-х годов, нужно помнить, что мы имеем дело с непсихологическим, идеологически преображенным, утопическим миром жанрового кинематографа.

Любовь как награда за труд

Советская специфика в кинокомедиях возникает за счет того, что на традиционную любовную линию накладывается сюжет трудового становления: фильм строится как постепенное перекодирование любовной линии — в трудовую. (Заметим, что многие из указанных здесь и далее особенностей можно обнаружить и в других, некомедийных фильмах сталинского времени.)

В рамках сюжета развитие любовных отношений происходит параллельно с повышением социального статуса героев. Например, в начале фильма «Светлый путь» героиня Любови Орловой работает прислугой в богатом доме, а герой Евгения Самойлова — инженером: налицо статусное несоответствие.

По ходу сюжета героиня проходит все стадии социального становления: работница — передовичка — стахановка — орденоносец — и к финалу даже превосходит своего избранника по статусу. Отныне они достойны друг друга: они встречаются на ВДНХ, в знаковом месте советского кинематографа, и застывают со счастливыми лицами на фоне «Рабочего и колхозницы».

В отношениях между партнерами часто присутствует соревновательность: трудовая («Богатая невеста», «Трактористы»), творческая («Волга, Волга», «Сказание о земле Сибирской») или спортивная («Первая перчатка»). Иногда возникает конкуренция между двумя претендентами на руку и сердце одной девушки. Соревнуются, как правило, простой честный парень и лодырь или карьерист; первый хочет жениться — второй «домогается».

Конечно, в борьбе за любовь прекрасной девушки-передовички всегда побеждает тот, кто лучше проявил себя в работе и моральном поединке, — это, например, персонажи Бориса Безгина в фильме «Богатая невеста» и Владимира Зельдина в картине «Свинарка и пастух». В Советском Союзе любовь нужно заслужить, она является наградой достойнейшему.

Читайте дальше на Арзамасе


Автор: Татьяна Дашкова

Источник: arzamas.academy


0



Для лиц старше 18 лет