«Пока мы так и не получили летающие автомобили или туфли, которые зашнуровываются самостоятельно — зато уже сейчас мы работаем как в будущем: ну, знаете, интернет позволяет работать когда и где нам удобно, и просиживание штанов в офисе с 9 утра до 5 вечера окончательно осталось в прошлом», — пишет автор заметки.
Однако, по мнению редактора BBC, хотя всё больше компаний обещают своим сотрудникам гибкость в работе, на самом деле это совсем не то, о чём мечтали работники по всему миру. «Для большинства из нас "гибкий график" означает несколько дополнительных часов работы, помимо стандартных с девяти утра до пяти вечера».
По мнению редактора BBC, связано это с тем, что, в отличие от технологий, доверие между сотрудниками осталось на прежнем уровне. «Вы не доверяете своему начальнику, а ваш начальник не доверяет вам. Ваши коллеги не доверяют ни начальнику, ни вам — а вы, в свою очередь, точно так же не доверяете им. И технологии только усугубляют ситуацию — например, исследования учёных показали, что на доверие оказывает влияние даже то, посылаете ли вы письма по электронной почте или решаете вопросы с человеком лично».
Ученые Массачусетского технологического института также отмечают, что цифровой век привёл к падению эмпатии между людьми — для работников всё сложнее поставить себя на место другого человека и понять его мотивы.
«Другими словами, склонность к электронной почте, текстовому общению и мессенджерам довела нас до того, что мы утратили некоторые человеческие навыки — в том числе, мы больше не различаем некоторые нюансы собственного языка, не можем чувствовать принадлежность к определённой группе людей, не знаем наших руководителей и коллег достаточно близко, чтобы доверять им и знать, что они в любом случае возьмут на себя ответственность, если это понадобится».
Отсутствие доверия между коллегами, полагает автор заметки, ведёт к страху. «Именно этот страх заставляет нас сидеть в своём рабочем кресле, даже когда мы можем выполнить свои задачи в кафе за углом».
Проблема «Мам, можно?»
Профессор социологии из университета Миннесоты Филис Моэн сформулировала проблему, которую назвала «Мам, можно?». Дело в том, что сотрудники, которые хотят поработать из дома или изменить свой график, чтобы, например, помочь родственникам, посетить врача или просто поработать в те часы, когда они чувствуют себя наиболее эффективными, часто просто боятся спросить у руководителя, могут ли они это сделать.
Другие психологи утверждают, что современные технологии не просто не дают сотрудникам работать в более гибком графике, но и позволяют начальству контролировать своих подчиненных в любое время суток. При этом сотрудники чувствуют, что за ними наблюдают, даже когда они работают удаленно — и, по словам ученых, испытывают от этого сильный стресс. В результате они начинают придумывать всё более творческие оправдания для самих себя в стремлении установить более гибкий график.
Что дальше
Сотрудников, по словам автора материала, также беспокоит тот факт, что в скором будущем работников некоторых специальностей могут заменить роботы и технологии — поэтому они предпочитают показываться на глаза своему начальнику как можно чаще, чтобы тот знал, что они на работе и занимаются своими делами. Они отказываются от гибкого графика в том числе по этой же причине — даже если у них есть возможность поработать в другие часы.
Присутствовать на своём рабочем месте — самый безопасный вариант для большинства.
Для работодателей такая ситуация, полагает автор, невыгодна — потому что чем меньше контроля сотрудники имеют над собственным рабочим временем, тем более несчастными они себя чувствуют. И чем более несчастными они себя чувствуют, тем менее продуктивно работают. Об этом свидетельствуют проведенные британскими университетами научные исследования.
Чтобы избавиться от «работы с 9 до 5» (чего может никогда не произойти, пишет автор заметки), компаниям, как полагают учёные, следует изменить культуру внутри коллектива. Создать одинаковые условия и бонусные программы для всех сотрудников, если это возможно. Избавиться от устоявшихся, но не приносящих пользы политик — например, еженедельных совещаний, которые зачастую проводятся без повестки.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв