Где учился: окончил магистратуру факультета электроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (кафедра квантовой электроники и
Что изучает: применение оптико-электронных приборов в исследовании и реставрации произведений искусства
Особые приметы: младший научный сотрудник отдела научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа, победитель петербургского Science Slam
В университете я слушал курс Вадима Александровича Парфенова, который занимается темой лазерного очищения предметов культурного наследия. Эта область меня заинтересовала, поэтому я пошел к нему сначала в магистратуру, а затем и в аспирантуру. Наукой мне захотелось заняться после общения с другим преподавателем нашей кафедры — Виктором Константиновичем Груниным. На парах он настолько досконально объяснял механизм теплопроводности и других физических явлений, что мне тоже захотелось разбираться, как работает природа в мелочах.
О возможности устроиться на работу в Эрмитаж мне рассказал мой научный руководитель. В музейной лаборатории я самый молодой сотрудник. Мы изучаем объекты из фондов Эрмитажа, проводим экспертизу вещей, которые музей хочет приобрести в коллекцию, помогаем хранителям готовить выставки и публикации. Надо проверять произведения на подлинность, устанавливать авторство, выявлять авторский замысел и обнаруживать следы предыдущих реставраций или повреждений, внешне незаметных глазу.
- Текст справа при освещении ультрафиолетом
Экспертиза состоит из нескольких этапов. Если вещь изготовлена
из серебра или золота, с помощью анализа мы устанавливаем долю
драгоценного металла в сплаве, которая не всегда соответствует указанной
на изделии пробе. Если нужно провести экспертизу картины, мы делаем
снимки в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах спектра, анализируем
состав красочных пигментов с помощью рентгенофлуоресцентного анализа,
исследуем связующее в красках и грунте, используя спектроскопию Рамана
и
Когда я экспериментально подтверждаю, что картина является подделкой, то только радуюсь: значит, я хорошо делаю свою работу
Хранители музейных экспонатов — это ученые-искусствоведы. Визуальной
оценки не всегда хватает, и, если хранитель хочет подкрепить свои выводы
фактами, мы стараемся эти факты предоставить. Знатоков и суждений очень
много, поэтому необходимо от
Я не искусствовед, поэтому о картинах, которые приходят к нам в лабораторию, узнаю чаще всего только в процессе работы над ними. Обычно одни мне сразу нравятся больше, другие меньше. Я просто к ним привыкаю, а через месяц их уносят и приносят новые. Я не задаюсь вопросом, изменится ли мое отношение к картине, если я узнаю о ней правду. Выяснить подлинность, установить время написания и раскрыть секреты мастера в процессе создания шедевра — очень интересная часть моего дела. Когда я экспериментально подтверждаю, что картина является подделкой, то только радуюсь: значит, я делаю свою работу хорошо. Есть картина, которая мне эстетически, визуально нравится, — это «Девочка в поле» Людвига Кнауса. И если бы в ходе анализа выяснилось, что ее автор не тот, чье имя написано на табличке в музее, мне кажется, я бы не расстроился. Это как с вещами: мне могут одинаково нравиться джинсы за тысячу и 5 тысяч рублей.
Полный текст читайте далее.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв