Молодые ученые: физик-лазерщик Денис Прокуратов о рентгене картин и работе в Эрмитаже

0   29   0

Искусство. Искусствоведение
15 окт. 15:00


5803b14e5f1be71b19116e82

До того как попасть в лабораторию Эрмитажа, Денис Прокуратов был курьером, работал на стройке, в компании по производству ж/д-оборудования и в магазине электроники. Еще четыре года назад он даже не интересовался живописью, а сейчас занимается музейной экспертизой и проверяет на подлинность великие картины. О том, как с помощью лазера узнавать секреты гениальных художников, — в новом выпуске регулярной рубрики T&P.

Где учился: окончил магистратуру факультета электроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (кафедра квантовой электроники и оптико-электронных приборов), сейчас работает над диссертацией на соискание степени кандидата технических наук

Что изучает: применение оптико-электронных приборов в исследовании и реставрации произведений искусства

Особые приметы: младший научный сотрудник отдела научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа, победитель петербургского Science Slam

В университете я слушал курс Вадима Александровича Парфенова, который занимается темой лазерного очищения предметов культурного наследия. Эта область меня заинтересовала, поэтому я пошел к нему сначала в магистратуру, а затем и в аспирантуру. Наукой мне захотелось заняться после общения с другим преподавателем нашей кафедры — Виктором Константиновичем Груниным. На парах он настолько досконально объяснял механизм теплопроводности и других физических явлений, что мне тоже захотелось разбираться, как работает природа в мелочах.

О возможности устроиться на работу в Эрмитаж мне рассказал мой научный руководитель. В музейной лаборатории я самый молодой сотрудник. Мы изучаем объекты из фондов Эрмитажа, проводим экспертизу вещей, которые музей хочет приобрести в коллекцию, помогаем хранителям готовить выставки и публикации. Надо проверять произведения на подлинность, устанавливать авторство, выявлять авторский замысел и обнаруживать следы предыдущих реставраций или повреждений, внешне незаметных глазу.

  • Текст справа при освещении ультрафиолетомТекст справа при освещении ультрафиолетом

Экспертиза состоит из нескольких этапов. Если вещь изготовлена из серебра или золота, с помощью анализа мы устанавливаем долю драгоценного металла в сплаве, которая не всегда соответствует указанной на изделии пробе. Если нужно провести экспертизу картины, мы делаем снимки в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах спектра, анализируем состав красочных пигментов с помощью рентгенофлуоресцентного анализа, исследуем связующее в красках и грунте, используя спектроскопию Рамана и ИК-Фурье. Рентген помогает узнать об изменениях в композиции, о почерке художника, структуре холста, способе его плетения. Каждый из слоев картины — основа, грунт, лак, краски — может нам что-то рассказать. Например, лак изготавливается на основе древесных смол и со временем стареет: в процессе его окисления и полимеризации образуются центры люминесценции, которые становятся видны при освещении картины ультрафиолетом. Можно увидеть внесенные в лаковый и красочный слои изменения — случайные повреждения и намеренные реставрационные записи. Точные данные о периоде использования красок и определение каждого пигмента на картине позволяют предположить, когда картина была написана.

Когда я экспериментально подтверждаю, что картина является подделкой, то только радуюсь: значит, я хорошо делаю свою работу

Хранители музейных экспонатов — это ученые-искусствоведы. Визуальной оценки не всегда хватает, и, если хранитель хочет подкрепить свои выводы фактами, мы стараемся эти факты предоставить. Знатоков и суждений очень много, поэтому необходимо от чего-то отталкиваться: не только от личного мнения, но и от объективных критериев.

Я не искусствовед, поэтому о картинах, которые приходят к нам в лабораторию, узнаю чаще всего только в процессе работы над ними. Обычно одни мне сразу нравятся больше, другие меньше. Я просто к ним привыкаю, а через месяц их уносят и приносят новые. Я не задаюсь вопросом, изменится ли мое отношение к картине, если я узнаю о ней правду. Выяснить подлинность, установить время написания и раскрыть секреты мастера в процессе создания шедевра — очень интересная часть моего дела. Когда я экспериментально подтверждаю, что картина является подделкой, то только радуюсь: значит, я делаю свою работу хорошо. Есть картина, которая мне эстетически, визуально нравится, — это «Девочка в поле» Людвига Кнауса. И если бы в ходе анализа выяснилось, что ее автор не тот, чье имя написано на табличке в музее, мне кажется, я бы не расстроился. Это как с вещами: мне могут одинаково нравиться джинсы за тысячу и 5 тысяч рублей.

Полный текст читайте далее.


Автор: Alena Anuykhina

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет