Написать исследование и не облажаться

0   200   0

Комплексные проблемы общественных наук
21 дек. 13:15


5677d1315f1be70a98000015

Представляем руководство к действию для всех, кто так или иначе связан с научным сообществом и сталкивается с проблемой написания исследовательских работ и научных статей. Автор пособия «Моя исследовательская работа» - доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Смирнов. Книга опубликована в правовом режиме общественного достояния и свободна к распространению.

Большинство студентов, даже если они прекрасно учатся, грызут гранит науки и активно постигают тайны своей специальности, любят схалтурить и получить «отлично» за фиктивную работу. В полночь накануне зачета или экзамена юные ученые высовываются в окно с зачетной книжкой и во все горло зовут халяву. В своём пособии «Моя исследовательская работа» Сергей Смирнов уделяет внимание тому, что такие желания отражаются не только на качестве работы, но и на всей дальнейшей карьере.

«Нравится нам это или нет, но учебный процесс в любом отечественном вузе так или иначе требует от студентов проведения собственных научных изысканий. Речь идет о курсовых работах (проектах) и, конечно, выпускных квалификационных работах (дипломах) разных уровней. Безусловно, входе решения этих обязательных задач от студентов (бакалавров, магистров) еще не ждут революций в науке, но качественно проведенная работа требуется всегда. Собственно, проявленное отношение к своему труду со стороны учащегося зачастую является главным фактором при его оценке преподавателями. Ведь халтура – категория не столько содержательная, сколько поведенческая».

Если все же отречься от погони за халявой и желания прибегнуть к «халтурке», то даже самый одаренный студент испытает ступор при написании своей первой исследовательской работы. Он вступает на тропу войны с тоннами данных, ранее доказанных теорий, изученных вопросов и, как правило, не знает, с чего начать и как подступиться к работе. Учебное пособие Смирнова в этом случае может стать некой инструкцией по применению своих знаний и навыков, правильному поиску источников и верному интерпретированию полученных материалов. Те же, кто занимается научно-исследовательской работой с давних пор, сможет найти в пособии дельные советы по презентации своего исследования и его оформлению.

Выделяя основные аспекты учебного пособия можно сказать, что Смирнов фокусируется на концептуальных элементах исследования, его проведении и презентации, структуре и оформлении. Он разбирает каждый аспект создания исследования на этапах его обдумывания, воплощения, оформления и представления.

Один из ключевых моментов пособия – выбор темы, так именно с нее и начинается запуск сложного механизма исследования: «Выбор темы – очень сложный и ответственный этап работы, от которого зависит практически всё. Профессиональный исследователь никогда не определяет ее исходя только из материалов и источников, которые имеются у него в наличии».

Несколько практических советов из работы: во-первых, никогда не стоит выбирать тему, руководствуясь исключительно ее актуальностью для других, неизведанностью и таинственностью. Важно, чтобы тема была интересна самому исследователю: «Решающую роль при выборе темы играет собственный интерес в сочетании с научной новизной материала. Проще говоря, в идеале изучаемая реалия должна быть любопытной и не до конца понятной. Если вопрос вам безразличен априори – проведение исследования и написание работы превратится в сплошное мучение, если же вопрос уже полностью ясен – вам будет просто скучно и, главное, едва ли удастся получить оригинальный результат».

К тому же, если мы говорим о курсовой или дипломной работе, нужно ответственно подойти к выбору научного руководителя, ведь именно от него во многом зависит ход исследования. Однако использовать исключительно навыки и знания научного руководителя тоже нельзя: «Молодому исследователю всегда нужно помнить: научный руководитель – не генератор мыслей, которые студент потом сможет выдавать за свои».

Стоит отметить, что любая научно-исследовательская работа подразумевает конкретику. Без серьезной доказательной базы вы никогда не сможете убедить научное сообщество в актуальности и значимости исследования. Смирнов пишет: «… в начале работы, еще формулируя свою тему, автор должен сразу идти от тематики к проблематике (конкретному аспекту). Проблема становится очевидной в том случае, если этот аспект темы содержит конфликт».

Конечно, нельзя приступать к исследованию, если объект и предмет не ясны. Позиция, что они выяснятся в ходе исследования, ошибочна. Изначально должно быть четкое видение объекта и предмета, вокруг которых и будет строиться вся ваша научно-исследовательская работа.

Порой авторы не считают нужным четко формулировать выводы, выносимые на защиту, поскольку считают, что работа говорит сама за себя. Это не так: «Практика показывает, что иногда авторы не уделяют качеству своих выводов (положений или тезисов, выносимых на защиту) должного внимания, рассматривая их как необходимый, но формальный элемент работы. Такой подход откровенно противоречит здравому смыслу. Выводы – это и есть главный результат научной работы, ее сущностный итог, ее «объявленная ценность». Именно здесь автор максимально сжато и емко формулирует свои научные достижения, все то новое, что ему удалось выявить (открыть). Выдвижение защищаемых положений естественный финал проведенного исследования, поскольку именно они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу. Очевидно, что выводы напрямую связаны с поставленными в работе задачами».

Необязательно писать исследовательскую работу, уткнувшись в книжки и заперевшись дома, только изредка выходя на связь с научным руководителем. Как гласил слоган нашумевшего в 90-х годах сериала «Секретные материалы», истина где-то там, но в одиночку ее не обрести. Нужно принимать участие в научных конференциях, общаться с учеными и специалистами, публиковать тезисы докладов, писать статьи для научных журналов. Тем самым вы апробируете свою работы и лишний раз доказываете себе и научному сообществу правильность ваших действий и мыслей. В целом Сергей Смирнов делит всю научно-исследовательскую работы на два этапа: кабинетный (запираетесь в кабинете и посвящаете себя историографии и фактам) и полевой (становитесь шпионом и собираете «в полях» эмпирические данные для вашего исследования).

Когда будут прочитаны все книги мира и собрана эмпирика, настанет долгожданный момент написания исследовательской работы. Смирнов советует: «Первое, что нужно сделать на этом этапе – составить план рукописи. По сути, это рабочая версия ее будущего оглавления. Начинать работу над текстом, не имея плана, – крайне неэффективная трата времени и сил». Также вы должны постоянно руководствоваться тремя основными принципами: логичность, ясность, точность. Это ваши лучшие друзья на время создания работы.

Не стоит забывать и о структуре научно-исследовательской работы. Как пишет Смирнов, «структура в самом общем понимании – это расположение и соотнесенность компонентов формы, то есть построение произведения, обусловленное его принадлежностью к определенному виду и жанру, темой и содержанием. Четкая структура – признак научной состоятельности исследования, его логичности, один из критериев оценки его качества и профессиональной зрелости автора.Под структурой подразумевается не только порядок расположения основных рубрикационных единиц текста, но и последовательность материала внутри каждой из них».

Можно продолжать и дальше, ведь неизвестно, на каком по счету пункте вам надоест этот дидактический обзор. Так или иначе, он все равно не сможет передать всю ценность руководства для юных ученых, написанного легким, простым и понятным языком – не в пример тем же поднадоевшим ГОСТам, через канцеляризмы которых приходится продираться часами. Так что, безусловно, стоило еще на втором или третьем пункте открыть этот труд и погрузиться в таинства создания исследовательской работы.

P.S. И напоследок: «Проведение собственного исследования – это качественно иной уровень работы человеческого интеллекта. <…> Конечно, если учебное исследование как-то пригодится выпускнику в жизни, будет просто замечательно. Но даже если этого не произойдет, не стоит думать, что время было потеряно зря. Вы просто стали умнее, чем были раньше. И это уже навсегда».

Сергей Смирнов: «Моя исследовательская работа».



Автор: Софья Бронтвейн

Источник: Научный Корреспондент


0



Для лиц старше 18 лет