Около года назад Марк Цукерберг опубликовал пост, озаглавленный «Построение глобального сообщества». В этом тексте создатель и руководитель Facebook рассказал о том, как он планирует изменить миссию социальной сети. Если раньше цель Facebook заключалась в том, чтобы сделать мир «более открытым и объединенным», то теперь Цукерберг намерен «создать социальную инфраструктуру… для построения глобального сообщества». Он обозначил целый ряд преград на пути к этой цели, и одной из них была политическая поляризация пользователей.
«Социальные медиа — это кратковременная среда, в которой резонансные сообщения усиливаются во много раз, – написал Цукерберг. – Здесь приветствуется простота и отвергаются нюансы. В лучшем случае, люди сталкиваются с различными идеями. В худшем – социальная сеть чрезмерно упрощает важные темы и подталкивает нас к крайностям».
Если подходить к Facebook с этой точки зрения, то обвинительный акт Роберта Мюллера против российской фабрики троллей показал социальную сеть с худшей стороны. Мюллер предъявил обвинения трем компаниям и 13 гражданам России, обвиняя их в широкомасштабных, мульти миллионных усилиях повлиять на выборы в США в 2016 году. Выдавая себя за американцев, обвиняемые создали множество групп в Facebook, Instagram, Twitter и YouTube, чтобы «подтолкнуть американцев к крайностям».
По данным самого Facebook, 126 миллионов пользователей сталкивались с российской дезинформацией в социальной сети в процессе предвыборной кампании.
Новость об обвинительном акте Мюллера пришла одновременно с другой: Facebook инвестирует еще больше средств в развитие групп. В прошлом году компания заявила, что 100 миллионов человек были участниками «очень значимых» групп. К примеру, для молодой семьи такой может быть группа взаимопомощи родителей. Цукерберг заявил, что Facebook надеется увеличить количество людей в «значимых группах» до 1 миллиарда.
Но что если эти «значимые группы» на самом деле создаются иностранным лицами, чья единственная цель – сделать страну более поляризованной? Трудно сказать, насколько значимыми были группы, созданные российскими агентами, но фабрики троллей создают страницы на темы, которые вызывают максимальное количество эмоций: иммиграция, расовое неравенство, религия. К 2016 году эти страницы посещали сотни тысяч американцев.
По данным обвинительного акта Мюллера, российские агенты потратили тысячи долларов, продвигая эти группы в Facebook и других социальных сетях. Они целенаправленно увеличивали аудиторию и стилизовали посты под американские, стремясь сделать их вирулентными, используя собственные механизмы социальных сетей.
Между тем, темная сторона «развития социальной инфраструктуры для сообщества» становится все более очевидной. Инструменты, которые так эффективны для создания родительской группы, также эффективны и для сталкивания пользователей друг с другом.
В итоге, Facebook мечтает служить глобальному сообществу, но на самом деле служит – и способствует – бесчисленным разрозненным племенам. Чем больше Facebook будет направлять своих пользователей в группы, тем больше социальная сеть рискует поддерживать ту самую поляризацию, которую использовала Россия в 2016 году.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв