Одиночество связали с генетической предрасположенностью

Биология
6 июля 13:00

5b3eaf3a7966e1320e870af0

Генетики выявили 15 локусов, которые, по их мнению, приводят к социальной изоляции.

Ученые из Кембриджского университета, воспользовавшись данными Биобанка Великобритании, отыскали 15 участков ДНК, которые, по их словам, связаны с одиночеством. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Всего генетики проанализировали анкеты 452 302 человек, участвующих в программе Биобанка Великобритании. Биобанк — долгосрочное исследование, которое призвано отслеживать состояние здоровья полумиллиона человек в течение 30 лет с 2006 года.

Чтобы оценить степень одиночества человека, исследователи проводили анкетирование, состоящие из трех частей. Первая часть задавала вопрос: «Часто ли вы чувствуете себя одиноко?» Вторая состояла из двух вопросов: «Сколько человек живет в вашем доме, включая вас?» и «Как часто вы навещаете друзей, родных или они вас?» В третьей части респондентам задавался последний вопрос: «Как часто вы полагаетесь на своих близких?»

Затем ученые использовали полногеномный поиск ассоциаций (GWAS), чтобы идентифицировать локусы, ответственные за одиночество. По словам специалистов, они нашли 15 участков. Участвовавший в работе Джон Перри (John Perry) рассказал о выводах:

«Мы часто думаем, что одиночество обусловлено исключительно нашим окружением и жизненным опытом, но это исследование демонстрирует, что гены тоже играют роль. Они всегда действуют заодно со средой, отсюда следует предположение о том, что если мы на популяционном уровне победим ожирение, то сможем устранить и одиночество».

Локусы, ответственные за четыре вида социальных взаимодействий / Nature Communications

Кроме того, ученые рассказали об идентификации других локусов, связанных с посещением тренажерного зала (N = 6), паба (N = 13) и религиозных групп (N = 18). По их словам, дальнейшее изучение поможет определить факторы риска, ассоциируемые с социальной изоляцией.

В мае американские исследователи обнаружили, что долгие периоды одиночества негативно отражаются на мозге лабораторных мышей и нарушают в нем баланс веществ, связанных с реакцией на стресс.

Автор: Алексей Евглевский