Церковь была деревянная. Сохранились лишь фундамент и каменная платформа с восточной стороны — основание алтаря. Как предполагают археологи, именно на эту платформу поставили гроб с телом Олафа (согласно благочестивым преданиям, нетленным) сразу после канонизации в 1031 году. Построил эту церковь во имя святого Климента сам Олаф незадолго до своей гибели. Она недолго пробыла королевской усыпальницей: уже в конце XI века мощи перенесли в Нидаросский собор (Нидарос — древнее название Тронхейма). В XVI веке часовня над погребением Олафа была разрушена по указанию протестантских властей как объект идолопоклонства, и с тех пор точное местонахождение мощей неизвестно. Предполагается, что они по-прежнему покоятся где-то в соборе.
Олаф — весьма популярный святой: он считается небесным покровителем и Rex Perpetuus («Вечным королем») Норвегии, покровителем всех путешествующих по Балтийскому морю. Ему посвящены собор в Осло, высоченная церковь в Таллине и единственная сохранившаяся башня Выборгского замка. Культ Олафа широко распространился в северной Европе меньше чем через полвека после его смерти и канонизации: церковный хронист второй половины XI века Адам Бременский сообщает о толпах паломников, стекавшихся в Нидарос поклониться его мощам. До XIV века церковь святого Олафа существовала в Новгороде, где он провел некоторую часть своей бурной жизни (в древнерусских источниках эта церковь называлась «варяжской божницей»). Высшая награда Норвегии с 1847 года — орден святого Олафа. Образ «Вечного короля» — символ норвежской независимости, бывший особенно важным в длительные периоды датского и шведского владычества. Как отмечает Анна Петерсен, «норвежская национальная идентичность в значительной мере основана на культе святого Олафа», так что церковь, бывшая его первой усыпальницей, — находка огромного символического значения.
Латинское житие Олафа, написанное в XII веке нидаросским
епископом Эйстейном Эрлендссоном, скальдические поэмы XI века и саги,
записанные в Исландии в XIII веке (в том числе знаменитый «Круг земной» Снорри
Стурлусона) создают причудливо противоречивый образ этого короля.
Краткое пребывание Олафа в Новгороде в 1029–1030
годах стало предметом исследования Т.Н. Джаксон в ее книге «Четыре норвежских
конунга на Руси» (2000). В отечественной историографии особое внимание
традиционно уделяется отношениям Олафа с женой Ярослава Мудрого Ингигердой (в
крещении — Ириной), дочерью шведского короля. Есть предположения, что отцом
одного из сыновей Ярослава на самом деле был Олаф.
Олаф родился в 995 году. Он происходил из рода
Харальда Прекрасноволосого, первого короля Норвегии (872–930). Его отец,
правитель Вестфольда (небольшой области на юго-востоке Норвегии), погиб еще до
его рождения, и вырастил Олафа отчим, правитель соседнего Рингерике по имени
Сигурд Свинья (да, древние скандинавы были большие мастера насчет прозвищ).
Впоследствии родной сын Сигурда, Харальд Суровый, также был королем Норвегии.
Далее на N+1.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв