Поэтика городских пространств: Осип Мандельштам в революционной Москве

0   10   0

Комплексные проблемы общественных наук
27 янв. 21:43


56a90fd95f1be733c0000231

С помощью поэзии можно передать самые неожиданные и уникальные переживания — в том числе исчезающие во времени чувства исторического момента и городских пространств. Литературное «москвоведение» в стихах Осипа Мандельштама на фоне самых трагичных моментов отечественной истории — главная тема исследовательской работы Леонида Видгофа. Что должен был делать поэт в 1917 году, который не хотел погибнуть от голода в революционном городе и для которого слова «гражданский долг» и «воля народа» никак не были пустым звуком — T&P публикуют отрывок из книги «Но люблю мою курву-Москву». Осип Мандельштам: поэт и город».

В 1917 году произошло то, что предчувствовали все, кто могли что-либо чувствовать, чего ждали, боялись, что призывали и проклинали с почти религиозным восторгом и страхом, — в феврале в России разразилась революция. Она расколола людей на сказавших ей «да» и сказавших «нет» — несмотря на сложность и мучительность выбора, приходилось выбирать. Для Мандельштама, с его разночинской закваской, с его почти физическим ощущением косности и пошлости эпохи до 1905 года, с юношеским увлечением системностью и логической стройностью марксизма — «Разве Каутский — Тютчев? Разве дано ему вызывать космические ощущения ("и паутинки тонкий волос дрожит на праздной борозде»)? А представьте, что для известного возраста и мгновенья Каутский (я называю его, конечно, к примеру; не он, так Маркс, Плеханов с гораздо большим правом) — тот же Тютчев, то есть источник космической радости, податель сильного и стройного мироощущения, мыслящий тростник и покров, накинутый над бездной» («Шум времени"), — для Мандельштама, который видел эсеровских боевиков, готовых умереть за то, что им представлялось Правдой, и хотел быть с ними (в «бомбисты» он не попал — а вполне могло быть такое), — для Мандельштама невозможно было предать Революцию, хотя к 1917 году он был уже далеко не тем юношей, который зачитывался когда-то Эрфуртской программой социал-демократии и брошюрами эсеров. Октябрьский переворот и последующие события вызвали у поэта сначала определенно негативную реакцию.

Когда октябрьский нам готовил временщик
Ярмо насилия и злобы,
И ощетинился убийцаброневик,
И пулеметчик низколобый

— Керенского распять потребовал солдат,
И злая чернь рукоплескала:
— Нам сердце на штыки позволил взять Пилат,
Чтоб сердце биться перестало!

И в стихотворении «Кассандре» тоже 1917 года, обращенном к Анне Ахматовой:

И в декабре семнадцатого года
Все потеряли мы, любя:
Один ограблен волею народа,
Другой ограбил сам себя…

Позднее, отвечая на вопрос следователя после первого ареста, в мае 1934 года («Как складывались и как развивались ваши политические воззрения?»), Мандельштам вспоминал о своем тогдашнем отношении к происходившему: «Октябрьский переворот воспринимаю резко отрицательно. На советское правительство смотрю как на правительство захватчиков, и это находит свое выражение в моем опубликованном в «Воле народа» стихотворении «Керенский». В этом стихотворении обнаруживается рецидив эсеровщины: я идеализирую Керенского, называя его птенцом Петра, а Ленина называю временщиком». Характерная оговорка Мандельштама: в процитированном выше стихотворении «Когда октябрьский нам готовил временщик…» упомянут не птенец, а щенок: «Вязать его, щенка Петрова!». Стихотворная строка указывает на «Бориса Годунова» («вязать Борисова щенка»), но содержит и отсылку к известной пушкинской формуле из «Полтавы»: «сии птенцы гнезда Петрова». Керенский — из петровского «гнезда»: сторонник европейски-ориентированной России.

«Поэтическая культура возникает из стремления предотвратить катастрофу, поставить ее в зависимость от центрального солнца всей системы»

Народ, по мнению поэта, ограбил сам себя. Он отверг непонятные ему западнические идеалы гражданской свободы, законности, парламентарной демократии и пошел своим катастрофическим путем. Тонкая пленка европейской культуры была прорвана таившейся под ней и разбушевавшейся народной стихией. Наступил хаос, выход из которого — это было очевидно — мог быть только в диктатуре, левой или правой. Реальная власть была у большевиков, и народ очень быстро почувствовал привычную и понятную тяжесть их власти. Что должен был делать поэт, который не хо тел погибнуть от голода и для которого, при всей его внешней богемности, слова «гражданский долг» и «воля народа» никак не были пустым звуком?

Далее читайте на T&P.


Автор: Миша Дегтярев

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет