Порядок в классе без давления и стресса

0   25   0

Народное образование. Педагогика
24 авг. 12:46


57bd6cea5f1be72d745178cc

Суматоха и шум в классе способны вывести из себя любого учителя. Как справиться с потоком крика, перебиваний и нарушением дисциплины, расскажет учитель словесности.

— Ты кто такой? — спросила меня секретарь. — В это время синьор директор принимает только учителей.
— Я знаю… я как раз и есть новый учитель… — ответил я, протягивая ей письмо.
Вздыхая, она прошла к директору, а через мгновение показался и он сам. Увидев меня, он схватился за голову.
— О чём они там у себя думают, в управлении? — закричал он. — Присылают мне мальчишку, когда мне нужен злой усатый великан с бородой, который поставил бы наконец на место этих сорвавшихся с цепи чертенят! А это кто — мальчишка… Да они его живьём съедят, как только увидят!
— Джованни Моска из книги «Воспоминания о школе»


Многие учителя знают, что худший урок — это урок после физкультуры: детей невозможно собрать, они гиперактивны, жизнь из них так и хлещет. Но соорудить порядочную дисциплину в классе бывает сложно и на первом уроке в начале дня. Здесь учителю необходимо подключить все 100% мозга и, в первую очередь, справиться с собственным гневом. Дашь слабину — волна непослушания и неповиновения захлестнёт тебя с головой.

В разгребании вороха вопросов про дисциплину может помочь книга доктора педагогики Марвина Маршалла «Дисциплина без стресса». С помощью нескольких советов и рекомендаций можно улучшить собственное положение в классе, не нарушая границ и не испытывая угрызений совести.

Для начала автор предлагает чётко определить, кто за что отвечает в классе. Для этого нужно усвоить разницу двух понятий: «управление классом» и «дисциплина».

  • Управление классом: это вопросы методов, это ваш личный ритуал, зона вашей ответственности.
  • Дисциплина: это уже вопросы поведения, управление импульсами и самоконтроль; здесь ответственность ложится на неокрепшие плечи учеников.

Конечно, если в классе начинается малое татаро-монгольское нашествие, то вы не можете просто стоять и причитать: «Это ваша зона ответственности, дорогие разбушевавшиеся дети, а я вот тут спрячусь за холмом и буду ждать пришествия наших войск».

Так «дисциплинировали» учеников ещё в XIX веке / Источник: wikipedia.org


Чтобы разбушевавшийся ученический народ не разнёс весь кабинет, Марвин Маршалл предлагает обратить внимание на следующее.


Взаимоотношения

Взаимоотношения с учителем улучшаются, когда сокращается список правил. Да-да, именно сокращается. Правила способствуют послушанию, а не творчеству. Правила необходимы в спорте, но в отношениях они непродуктивны.

Изучив работу более 600 школ, сотрудники Университета Джона Хопкинса выявили шесть распространенных дисциплинарных проблем. Замечу, что первые три пункта посвящены правилам.

  1. Правила нечёткие или воспринимаются как несправедливые или несистематично использующиеся.
  2. Школьники не верят в правила.
  3. Педагоги сами не знают правил или не находят общего языка в их толковании.
  4. Педагоги плохо взаимодействуют с администрацией либо администрация инертна.
  5. Нарушения игнорируются.
  6. Педагоги склонны к излишним наказаниям.

Если мы понимаем, что урок не был усвоен (что наши труды пропали даром, что весь гениальный замысел провалился), мы помогаем школьнику понять материал: проговариваем тему ещё раз, выясняем, почему произошел провал, придумываем ещё один гениальный урок, в конце концов.

Схожим образом следует относиться к обучению правильному поведению и помогать ребенку его освоить, а не наказывать и не вызывать у него страданий: «Давай попытаемся понять, почему ты всё время отвлекаешься во время урока», «Почему все вопросы решаешь с помощью силы?», «Что мешает тебе выполнять задания?». Когда диалог существует, выясняется причина, с которой можно работать.


Обязательства

Если мы отказываемся от списка правил, которые висят на стенде в классе, тогда нужно выработать соглашение, в котором необходимо определить обязательства сторон. Обязательства ставят ребенка в позицию сильного, способствуют самодисциплине, они включают внутреннюю мотивацию и заинтересованность, а не послушание. Между учителем и классом возникают отношения сотрудничества. Ученик обязан приходить на урок вовремя, быть вежливым, не перебивать. Учитель же, в свою очередь, обязан выслушать, также быть вежливым, не унижать и так далее.

Взаимодействие в классе — это сотрудничество, а не односторонее управление / Источник: wikipedia.org


Процедуры

Часто, говоря о правилах, мы имеем ввиду процедуры: «При входе в класс нужно здороваться», «Не перебивай Машу, когда она отвечает», «Если тебе нужно выйти — подними руку». Объяснив ученикам, что это процедура, а не правило, учитель перестает быть полицейским и становится тренером, который отрабатывает навык, но не давит на детей.

«Мы слишком часто полагаем, будто дети знают то же самое, что и мы, и понимают, чего мы от них хотим. Это ложное предположение», — утверждает Марвин Маршалл. Безусловно, мир стремительно развивается, но пока ученики не могут считывать и беспрекословно выполнять всё нами задуманное. Ученики должны знать, что им делать при входе в класс, так же хорошо, как и учитель.


Учить процедурам нужно раньше, чем школьным предметам: ведь сначала необходимо объяснить правила игры, а потом приступать к самому процессу.


Сразу за дело

Войдя в класс, ученики должны немедленно заняться учебной деятельностью. Их должно цеплять с самого порога. Это могут быть дополнительные задания, вывешенные на стенде, выполнение которых позволит получить хорошую отметку. Или любопытный слайд, который выведен на экран. Например, игра «Угадай писателя по глазам». На экран выводим слайд, на котором изображены только глаза писателей (ученых, выдающихся деятелей). Пока ребята готовятся к уроку, они могут угадывать, настраиваясь на рабочий лад.

На доске можно написать провокационный вопрос или утверждение, которые заставят учеников спорить друг с другом: «Александр Пушкин никогда не писал о любви» или «Назовите рассказы Чехова, в которых присутствует мистика».


Борьба с опозданиями

Опоздавший ученик — проклятье урока: учитель начинает отвлекаться, придумывать на ходу санкции, обещать кару небес в следующий раз. Чтобы урок не унесся в тартарары, лучше воспользоваться решениями Марвина Маршалла.

Несложный тест на пару минут (или диктант, или мини-опрос) в начале урока позволит кому-то улучшить отметки, включиться в тему и вспомнить прошлый разговор. Но это должно быть ежеурочно, чтобы опаздывающие знали, что пропускают шанс поправить положение. Эта работа должны быть действительно простой, иначе есть риск, что опозданий будет больше.

Не привлекайте внимание к опоздавшим. Если каждый урок будет начинаться с: «Итак, поприветствуем короля всея опозданий Михаила, что на этот раз? Может, мне за тобой заезжать по утрам?», это убьёт всякое желание приходить на ваши уроки. Пусть опоздавший тихонько проберётся в класс и спокойно сядет.


Если опоздавшие ученики слишком шумно входят в класс, а вы упоительно читаете бунинский рассказ, то есть два варианта: читать тише, тогда входящие будут пробираться, как агенты 007, либо сделать паузу, пока все не рассядутся.


И напоследок. В книге Марвина Маршалла есть много вариантов для организации благоприятного климата в классе. Здесь и подача сигналов (поднять карандаш вверх, если его необходимо подточить, и, получив согласие учителя, пойти к урне); делегировать роль помощников самим ученикам («Кого ты уже попросил о помощи, пока не обратился ко мне?»); получать обратную связь от учеников при изучении какой-либо темы (поднятый вверх большой палец — «я понял тему», опущенный вниз — «суть темы до меня не смогла добраться»).

Обращайте внимание за уборку класса в конце занятия — это позволит другим заниматься в чистоте и думать о тех, кто придет в класс после. И ещё: не увеличивайте количество домашнего задания в наказание за проступок. Цель домашнего задания — прибавка к уроку, но никак не мера воздействия.

Вдохните полной грудью — вы справились.


Автор: Анастасия Серазетдинова

Источник: Newtonew


0



Для лиц старше 18 лет