Про глобализацию

0   15   0

Философия
13 дек. 19:00


584f2e065f1be7700d5145e9

Продолжим обзор «знаковых» идей социальной философии. Сегодня обсудим, с чем едят глобализацию и почему одни её боятся, а другие приветствуют.

Тема глобализации, плотно муссировавшаяся в нулевые, сильно потеряла в популярности последние годы. Однако будет неплохо, если кто-то из читающих эти строки учителей истории, географии или обществознания увидит в моем тексте повод пообщаться со школьниками на тему человечества как целого и происходящих в нем процессов в частности.


Что такое «глобализация»?

Мало какое другое общественно-политическое явление имеет столько отличных друг от друга трактовок. Но если говорить о вещах, разделяемых большинством специалистов, то обычно под термином «глобализация» подразумевают процесс превращения мира в единую систему, а также рост взаимозависимости элементов внутри этой системы.

C глобализацией также связано такое понятие, как «мондиализм» (фр. mondial — «касающийся всего мира»). Это направление в политике и политической мысли, которое стремится к уничтожению государственных границ. Говоря проще — к установлению мирового правительства (ох, предвижу как возбудятся сторонники теорий заговора). Иногда эти два термина отождествляют, что, вообще-то, некорректно. Говоря грубо, глобализация — это больше про экономику и культуру, тогда как мондиализм — это про политическое устройство мира. Если брать тоньше, то глобализация есть более широкое явление, под которым подразумевают экономическую, культурную и политическую интеграцию человечества. А последнее (политическая интеграция) в виде крайнего варианта включает в себя и мондиализм.

Стремление к глобальному миру разделяло огромное множество философов как правого (либералов-капиталистов), так и левого (социалистов-коммунистов) толка. Само слово «глобализация», судя по всему, впервые употребил... Карл Маркс в одном из писем Энгельсу. Упоминалось оно в контексте возникновения глобального рынка: «С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась».

Про экономику глобализации написано очень много всего. По этой и по ряду других причин вашего покорного больше волнуют культурные и политические аспекты описываемого явления. О них и поговорим.

Источник: flickr


Про интернет, пиратов и глобальность

Зовите меня «пятой колонной», безродным космополитом или даже неизлечимым идеалистом, но я вижу, как на наших с вами глазах (вопреки кризису, росту национализма, экономическому протекционизму и заборам от мигрантов) постепенно цементируется всечеловеческое культурное пространство. Пространство, в котором цвет кожи, гражданство и место, где ты родился, значат меньше, чем содержимое твоей головы. И я, признаюсь, радуюсь этому как ребенок. А тому обстоятельству, что повысить качество черепной начинки в моей стране стоит довольно дёшево, я радуюсь ещё больше.

Интересно, что способствуют этому такие штуки как интернет-пиратство, вконтактик (который я патриотично полагаю самой крутой социальной сетью в мире) и несовершенство авторского законодательства. Вы легко можете изучить английский язык, не потратив ни копейки на репетиторов (разве что на интернет-трафик) по ворованным фильмам, компьютерным играм и книгам. Когда-нибудь я обязательно расскажу как это делается. Столь свободный доступ к информации, как в нашей стране, в принципе типичен для стран третьего мира. Возможно, это отчасти компенсирует низкий доступ этих стран к другим вещам.

Еще один момент, который стоит упомянуть в контексте сайта Newtonew касается образования. Даже в провинции до сих пор можно получить (заметьте, совершенно бесплатно) достаточно приличное образование, которое (дополнив его самообразованием) превратит вас в человеческий капитал, который сможет найти себе применение везде — от Китая до Канады.

По идее, мало где в мире есть такие условия для массового выращивания «граждан мира», как в России начала 21 века.


История вопроса

Глобализации отнюдь не пятьдесят и даже не сто лет. О чем-то похожем говорил еще Диоген, который первым назвал себя «космополитом», то есть человеком, принадлежащим равно всем полисам Эллады. Одним из первых шагов к будущему объединению человечества стала эллинская культурная общность, которая охватила все Средиземноморье после распада империи Александра Македонского. Признаки будущей глобализации мы видим и в средневековой Европе, где на обломках римского мира все разделяли общую христианскую культуру и говорили на едином (латинском) языке.

Надо специально оговориться, что глобальную интеграцию человечества иногда ошибочно представляют себе в виде аналога Интернет с более-менее равномерным доступом всех ко всему. Естественно, в реальности это далеко не так. Как в глобальной Сети есть огромные DNS-сервера, так и у глобализующегося мира есть свои «хабы», то бишь места, где люди более интегрированы, чем в остальном мире. Возможностей для бизнеса и роста в таких хабах существенно больше, чем в рядовых ячейках сети. Сегодня такими «провайдерами глобализации» являются крупные города*. Они же являются и основными профитополучателями всемирной интеграции.

Читать далее.


Автор: Ренат Атаев

Источник: newtonew.com


0



Для лиц старше 18 лет