Про квантовое бессмертие

Механика
22 нояб. 15:07

5651aff45f1be709000001d7

Временно отойдём от биологии и медицины. Мультимировая интерпретация квантовой механики — это, пожалуй, самая сумасшедшая идея, о которой мне приходилось читать.

За что я люблю физику, так это за форменно наркоманские гипотезы теоретиков, которые (вопреки интуиции), вполне могут оказаться верными. Сегодня разговор как раз о такой.

Про кота

Почти наверняка вы слышали о знаменитом коте Шрёдингера (доступнее для детишек здесь). Если не доводилось, я коротко напомню.

Речь идёт о воображаемом эксперименте физика Эрвина Шрёдингера, в ходе которого котэ в закрытом ящике в течение часа будет убит при помощи этакого идеального «подбрасывателя монетки» [ну, «орёл-решка», вы в курсе].

Короче говоря, случится это (смерть кота) в течение часа с вероятностью точно в 50%. И штука вся в том, что пока мы ящик еще не открыли (слышать, как кот скребется и орёт мы, по условиям опыта, не можем), кот находится как бы в двух состояниях сразу — он и мёртв и жив одновременно. Причём обстоит это так не субъективно-психологически (что обыденно понятно и легко представимо), а вообще. Объективно.

Шрёдингер предложил этот эксперимент, чтобы потроллить коллег. Его кот демонстрировал, что при взгляде на квантовые закономерности из макромира получается форменная антиинтуитивная бредятина.

Однако прошло время и выяснилось, что никакого противоречия здесь может и не быть. Пионером на этом пути стал физик Хью Эверетт III. Он в 1957 году предположил такое объяснение фактов современной квантовой физики, при котором допускается существование бесконечного множества параллельных миров, где реализованы все варианты развития событий на всех физических уровнях — от квантов до людей, галактик и их скоплений.

Проще говоря, Эверетт думал о каждом факте наблюдения события, которое может закончиться так и эдак, как о расщеплении наблюдателя на клоны в параллельных реальностях, которые видят разные реально случившиеся варианты. Причём все эти новообразованные реальности абсолютно равнозначны.

В его трактовке кот в ящике действительно физически и жив и мертв одновременно. Какого именно кота увидим непосредственно мы, зависит только от того, в какой из двух возможных расщепов реальности мы угодим. В момент открытия ящика какой-то другой клон в другой вселенной одновременно с нами видит противоположный результат.

Квантовое бессмертие

Чтобы стало яснее, приведу другой мыслительный эксперимент — грубее и нагляднее. Его авторами стали (независимо друг от друга) физики Ганс Моравек и Бруно Маршал в 80-е годы прошлого столетия. Ближе к нашему времени (1997) его в расширенном виде изложил теоретик из Принстона Макс Тегмарк.

Я видоизменю этот эксперимент так, чтобы мой бложик могли читать подростки, а уважаемый портал Newtonew не внесли в федеральный список сайтов, распространяющих информацию о методах самоубийства.

Представьте, что вы и есть описанный кот в ящике, которому предстоит умереть либо выжить по результатам идеализированной «квантовой рулетки». Ну то есть не кот, конечно, а человек, который волей судеб играет роль кота Шрёдингера.

Читать дальше.