Психологи объяснили, как чтение вслух помогает запоминать информацию

0   69   0

Психология
3 дек. 09:00


5a2342ab5f1be715e2eacb75

Исследователи сравнили несколько способов работы с информацией и пришли к выводу, что чтение вслух наиболее эффективно для запоминания.

Психологи из Университета Уотерлу в Канаде подтвердили: прочитанное вслух действительно запоминается лучше. Этот эффект хорошо знаком школьникам и студентам. Исследователи сравнили продуктивность чтения вслух с другими методами запоминания и сделали выводы о том, почему оно оказывается эффективнее других способов работы с текстом.

По мнению ученых, чтение вслух одновременно задействует несколько каналов восприятия, а также использует эффект самореференции, «связывая» информацию с личностью читающего.

В исследовании приняли участие 95 студентов из Университета Уотерлу. На первом этапе исследования их попросили продиктовать в микрофон список из 160 не связанных друг с другом существительных. Через две недели участников разделили на четыре группы и дали задание запомнить еще одну последовательность слов. В нее вошли 20 случайно отобранных существительных из первого списка. Одна группа читала слова «про себя», другая слушала собственную запись этих слов. Третьей группе предложили прослушать слова, прочитанные голосом одного из экспериментаторов (мужчины или женщины в зависимости от пола участника исследования). Четвертая группа читала список слов вслух самостоятельно. Затем студентам четырех групп продемонстрировали все 160 слов и попросили отметить, какие из них вошли в список для запоминания.

Успешнее всего с задачей справились те, кто читал слова вслух. На втором месте оказались студенты, слушавшие собственную запись. Хуже всего тест прошла группа, участники которой читали слова «про себя». Психологи заключили, что чтение вслух помогает добиться наиболее активной вовлеченности в процесс обучения. Оно задействует и визуальное, и слуховое восприятие, а также моторную активность (движения губ). Кроме того, при чтении вслух сильнее всего проявляется эффект самореференции (self-reference effect) — склонность человека лучше запоминать информацию, если она важна для него лично.

Ученые считают, что их выводы могут быть важны не только для учащихся. Они полезны и для пожилых людей, страдающих возрастными нарушениями памяти. По мнению авторов работы, укрепить память пожилых людей могут не только ребусы и кроссворды, но и активное восприятие информации при чтении.

Исследование опубликовано в журнале Memory.


Автор: Наталья Пелезнева

Источник: naked-science.ru


0



Для лиц старше 18 лет