Салман Хан о концепции полного усвоения материала

0   39   0

Психология
3 февр. 14:01


56b1de265f1be7458b00066a

Почему нас удовлетворяет 70% правильных ответов на экзамене и то, что наше образование похоже на швейцарский сыр с огромными дырами? В одной из глав своей книги «Весь мир — школа. Преобразованное образование» Салман Хан, основатель Академии Хана, говорит об исторических перипетиях концепции полного усвоения материала и об ответственности за собственные знания.

О концепции полного усвоения материала

Новое возникает на периферии, там, где оно успевает распространиться и доказать свою полезность, прежде чем его поглотит инерция господствующей системы.
— Кевин Келлиоснователь журнала Wired

Прежде чем продолжить описание краеугольных принципов Академии, я хотел бы упомянуть ещё одно понятие, которое играет не последнюю роль в этой истории: полное усвоение материала (Mastery learning (англ.) — концепция полного усвоения материала, или мастерского обучения, учение до получения результата. — Прим. ред.)

Полное усвоение материала означает, что учащиеся правильно поняли тему, прежде чем перейти к другой, более сложной. И если вы находите такой подход очевидным, то вас может заинтересовать несколько неоднозначная история вопроса. Во-первых, потому, что она показывает, как в очередной раз система управления образованием отказалась принимать во внимание выводы и рекомендации своих же собственных, отраслевых исследований. Во-вторых, потому, что технический прогресс позволяет сегодня — через сто лет после того, как преимущества метода полного усвоения материала были впервые продемонстрированы и описаны, — широко применять его в реальных школах с реальными детьми.

Источник: wikimedia.org

Богатый пригород Чикаго — Уиннетка — стал местом педагогического эксперимента 1920-х.

Вот, к слову, история о том, как в 1919 году, до появления компьютеров, телевидения и антибиотиков, педагог с передовыми взглядами по имени Карлтон У. Уошберн был назначен на должность инспектора по делам школ в богатом пригороде Чикаго под названием Виннетка (Уиннетка), штат Иллинойс. Время и место как нельзя лучше подходили для инноваций. Победа в Первой мировой укрепила моральный дух нации и способствовала созданию специфического американского отношения «могу все». Экономика была на подъеме, Виннетка имела эффективно управляемую сеть школ, открытых для эксперимента, жаждущих усовершенствования и обладающих средствами для прорыва. В 1922 году Уошберн запустил в действие то, что позднее получит широкую известность как Виннетка-план.

Он был основан на радикально новом принципе усвоения материала. В чем его революционность? — спросите вы. В двух моментах. Во-первых, этот план постулировал наличие способностей к усвоению материала у всех учеников без исключения, если им будут предоставлены соответствующие условия; и тогда никого не надо притормаживать или, наоборот, переводить на другой учебный цикл, который перекрывает путь к дальнейшему обучению.

Иллюстрация из книги Карлтона У. Уошберна «Общая наука», в которой подробно описаны практические занятия со школьниками, объясняющие физические явления и законы

Источник: gutenberg.org

Во-вторых, учебный план при таком подходе не ставит временных ограничений, но дает определение пониманию предмета и успеваемости по предмету. Этот подход медленно, но верно перевернул традицию с ног на голову. В традиционной модели определенное время урока посвящено определенной теме или задаче; по истечении этого времени класс дружно идет дальше, несмотря на то что разные дети находятся на разных стадиях овладения материалом. В системе Уошберна, напротив, дети выполняют задания в произвольном темпе, двигаясь с разной скоростью к одному уровню овладения материалом. Те, кто справляется быстрее, могут идти вперед или заняться повторением, закрепляя усвоенное. Тем, кто справляется медленнее, помогут одноклассники, или учителя на дополнительных занятиях, или домашние задания.

Обратите внимание на разницу в подходах, потому что именно в ней смысл этой книги. В традиционной академической модели время, отведенное на изучение темы, константно, тогда как усвоение материала переменно. Уошберн добивался противоположного эффекта, когда высокий уровень владения предметом или темой становится константой, а время, затраченное на освоение темы, превращается в переменную.

В прогрессивные 1920-е интерес к Виннетка-плану был высок. Так же, как и спрос на пособия по самообучению. Сам Карлтон Уошберн достиг академических высот и продолжил карьеру, став президентом Ассоциации прогрессивного образования и преподавателем Бруклинского колледжа. Но потом с концепцией полного усвоения материала случилась странная штука. Она вышла из моды и долгие годы, даже десятилетия, пребывала в забвении.

Почему так произошло? Отчасти по экономическим причинам. Небольшая богатая система школ, такая как в Виннетке, могла себе позволить новые учебники, тетради для упражнений и другие материалы, но производство печатной продукции обходилось недешево, и издание новых пособий в национальном масштабе было затратно. А еще оставался вопрос переквалификации педагогического состава, усвоение материала требовало иного набора компетенций, методик и навыков, что, в свою очередь, не только стоило дорого, но и требовало инициативы и гибкости со стороны учителей и школьных администраций.

Читать дальше.


Автор: Екатерина Толкачева

Источник: Newtonew


0



Для лиц старше 18 лет