Самые частые ошибки начинающих авторов

0   102   0

Комплексные проблемы общественных наук
28 апр. 15:04


5721fc645f1be73062b349f3

Мануал написан на основе работы над студенческим заметками, и постоянно обновляется.

На сайте report.unic.edu.ru -- песочнице факультета журналистики института УНИК опубликован мануал для начинающих авторов. В этом бы не было новости, но, в отличие от большинства аналогичных текстов, этот написан на основе работы с реальными студенческими заметками, потому очень живо просматривается и даёт чёткие, со ссылками, ответы на вопрос «Что делать?» в каждом отдельном случае.

Последние несколько недель у нас выдались активными: вы присылали свои идеи для разных изданий и некоторые ваши задумки воплотились. Давайте теперь проведем работу над ошибками, которые возникали на разных этапах.

Слишком общие темы, или такие темы, на которые и многотомник написать мало

Пример: женская измена, почему женщины изменяют. Чтобы сделать материал на эту тему, хорошо бы предварительно защитить диссертацию и совершить открытие в области биологии, психологии, нейропсихологии и т.д. Даже чтобы написать несколько полос на эту тему, надо погрузиться во множество самых разных исследований, найти, в чем ученые никак не могут сойтись, а что уже наукой установлено; обработать все это и только тогда начать писать какой-то большой сводный материал на эту тему. Если этого не сделать, то есть риск, что текст превратиться в какую-то отсебятину. Сколько таких материалов в интернете? Пруд пруди и их качество оставляет желать лучшего.

Материалы-списки

Сейчас популярен формат списка: 10 cпособов заставить мозг работать, 10 фраз, которые его сразят, 10 панд, которых мы любим, 10 того, 10 сего — обычно такие материалы лепятся за пару часов. Если вы предлагаете изданию подобный список, то проработайте его лучше, чем прочие. Один из немногих плюсов работы редакторов действующих изданий со студентами в том, что у вас есть время покорпеть над темой, прочитать по ней пару книг, выделить из них самое важное, проставить цитаты ученых и выпустить эти «10 вещей, которые вы не знали о своем мозге» уже совсем на другом уровне, чем другие.

Герой, который вроде и не герой

Недавно главред «Домашнего очага» попросила нас поискать интересных героинь, обычных женщины в необычных обстоятельствах. Мы с вами рассмотрели нескольких героинь, которые, как вам казалось, подходили под это описание. Но ни у одной из них не было драматургии, не было конфликта. Метеорит на голову не упал, миллион не заработали, здоровье не испортили. Вы предлагали прекрасных женщин, которые ушли от одних мужей к другим, а сейчас у них все хорошо. Вполне обычная история, для журнала не подходит. В YouTube есть подборка лекций режиссера Александра Митты, а если нет времени смотреть длинные видео, просто возьмите его книгу «Кино между адом и раем». В ней понятно описано, что такое драматургия, что такое конфликт, — она предназначена для сценаристов, но и нам она будет полезна. После этой книги вы будете смотреть на ваших героев по-другому.

Ультраобобщение: всех одной краской

Оно и понятно, потому что вам надо лид с чего-то начать. И пошло-поехало: «Все знают, что», «Общеизвестно», «Все мамы должны думать о том, как они выглядят», «Всем девушкам важно краситься», «Настоящий мужчина должен», «Каждый шахтер рано или поздно задумывается», «Когда ведешь бизнес неизменно встает вопрос», «Все мы мечтаем родить детей» и так далее. Почему этого стоит избегать? Внимательно обращайтесь со словами, чтобы они значили именно то, что должны значить. Кто эти «мы»? Кто эти «настоящие мужчины»? Кто такие «каждый шахтер»? Все утверждения, основанные на обобщениях, легко опровергнуть. Нет, не все мечтают родить детей, нет, не каждый то се пятое десятое, нет, нет и нет.

Канцелярщина: надо избавляться

Это не со зла, мы все жертвы бюрократизма, особенно те, у кого первое образование юридическое или экономическое. Читаю иногда ваши тексты и удивляюсь, когда вы успели поработать в паспортном столе? Канцеляризмы появляются, когда вы волнуетесь, и хотите, чтобы собранная информация звучала посерьезнее. Вдруг на письме теряется ваш голос. Он прячется за этими жуткими словами, которые надо поскорее забыть и никогда на письме не использовать: «является», «имеется», «присутствует», «отсутствует», «имеет место быть», «представляют собой», «такие, как», «данный дом», «даное обстоятельство», «являет собой» и прочее вытекающее. Избавляйтесь от них, представьте, что вы пишете для своих друзей, для своего поколения, ну неужели кто-то в силах продраться через канцеляризмы?

Ошибки во фразеологизмах

Встречаются везде, в текстах, письмах, личных сообщениях и в комментариях к вебинарам. По-научному проблема называется контаминацией элементов различных устойчивых выражений. Например: язык не поднимается говорить об этом... Известны фразеологизмы язык не поворачивается и рука не поднимается; автор использовал существительное из первого фразеологизма, а глагол из второго. Некоторым устойчивым сочетаниям постоянно «не везет»: [говорят: предпринять меры (из принять меры и предпринять шаги), уделить значение (из уделить внимание и придавать значение), оказать значение (из оказать влияние и придавать значение)]. Подобные стилистические ошибки объясняются ложными ассоциациями. Некоторые ошибки, вызванные контаминацией элементов различных фразеологизмов, настолько часто повторяются, что мы воспринимаем их как выражения, закрепившиеся в просторечии (играть главную скрипку). Если вы знаете, что это ваша проблема, то, прошу, делайте упражнения, подружитесь с учебником Голуб. Вот здесь подробная глава о проблеме с примерами. А вот замечательный сборник упражнений Солганика. Не стесняйтесь просить наших преподавателей по редактированию и по стилистике русского языка посоветовать вам упражнения. И читайте побольше хорошей литературы!

Логика: тяжелый случай

Чаще всего проблемы возникают внутри текстов. Некоторые логические ошибки имеют отношение все к той же стилистике. Слова «несмотря на», «хотя», «но», «причем» — и другие слова-связки должны стоять на своих местах и означать ровно то, что они означают. Иначе логика нарушена. Помимо учебников Розенталя, Голуб, Солганика, стоит внимательно прочитать учебник Логики для журналистов. Несколько примеров из ваших текстов, где логики нет: «Ночь позволяет не маневрировать между прохожими, с гордостью наблюдающими как ты бежишь за всех Нас!», «Нет событий, у которых только одна грань. В этом и состоит процесс формирования образа страны», «Начальное образование Анна получила в North London Collegiate School, где часто устраивала скандалы о нежелании носить школьную форму. И именно в этом увлечении отец Чарльз первый усмотрел профессиональную перспективу будущего Анны», «Несмотря на политику NGS, большая часть статей была написана в научном стиле, так как попытки публиковать статьи, написанные для более широкой аудитории и сопровождаемые большим количеством графики, были раскритикованы учеными».

Неверный выбор предлогов

Увы, везде встречается: «Как может формироваться образ страны? От личного посещения места, общения с местными жителями, изучения истории страны, чтения новостей о стране», «Начальное образование Анна получила в North London Collegiate School, где часто устраивала скандалы о нежелании носить школьную форму». Здесь те же советы, что и выше: проверяйте себя, вычитывайте внимательно, делайте упражнения именно на верный выбор предлогов, больше читайте на русском

Все серьезно

В принципе, это проявляется там же, где и канцеляризмы. Примеры: «Когда человек ведет пассивный образ жизни, его позвоночник плохо снабжается кислородом». Что делать? Переписывать на новый лад, ведь вы работаете для читателя. Замените «пассивный образ жизни» на какой-то понятный для нас всех пример. Эта фраза из материала, который предназначен сайту журнала Playboy, так что мы можем ее переделать под их формат таким образом: «Если вам приходиться проводить 8 часов за компьютером, то поздравляю — ваш позвоночник задыхается. В прямом смысле, он плохо снабжается кислородом. А это необходимо» бла бла.

Пустые слова

Иногда они вам помогают расписаться, но в конце работы надо не забыть их удалить. Слова, не несущие никакого смысла: очень, в принципе, довольно — их надо выкорчевывать из текста. Еще есть фразы, которые ничего не значат, утверждения, которые ничего не утверждают. Это нас отсылает к теме сбора фактуры. Примеры: «Первые духи, выпущенные Demeter, пахли грязью. Реакция на них была невероятная», Здесь надо ставить двоеточие и пояснять, что автор подразумевает под невероятной реакцией. То, что духи смели с полок в первый час? То, что даже вечерние новости посвятили им сюжет? Нужно доказательство, без него — это пустые слова, вода.

Оценочные суждения

Иногда вылезают там, где мы их даже не замечаем. Часто мы с вами говорим на тему non judgemental behaviour, как сложно нам бывает держать свое особое мнение при себе, но надо тренироваться! Если мы не работаем критиками, то давайте всеми силами избегать оценочных слов в наших текстах. Примеры: «Мероприятие прошло замечательно». Как конкретно? Что такое замечательно? Что подразумевается? «Блюдо было вкусным». Что имеется в виду? Что такое вкусно? У каждого свои представления об этом, почему мы должны вам верить? «Днем мы учились, а вечером всячески развлекались. Весело было!» Что значит весело? Нарисуйте какую-нибудь сцену, что для вас весело?

Пустая цитата

Можем отнести к пустым словам и к тому, что фактуры нет. Примеры: «Второй аромат, как выразился парфюмер Антуан Ли, «представляет дух зла, тьму. Эссенция теней, сатанический эликсир, ноты которого навевают мысли о раскаленных недрах Земли. Ничего чистого или целомудренного, аромат, ассоциирующийся с адским зельем».Такое часто бывает в плохих пресс-релизах, когда невозможно понять, в чем, собственно, концепция предлагаемого продукта. В данном случае читатель так и не понял, что это за второй аромат, что это за запах. Мы поняли, какие ассоциации он вызывает у Антуана Ли. И что с того? В таких случаях можно пошутить в тексте про то, как авторы представляют своё детище, но хорошо бы нам до этого узнать, что же это.

Трудности перевода

Без английского не добиться успеха в нашей профессии. Я знаю, у каждого свои отношения с иностранным языком. Кто-то семь раз начинал учить английский, и снова терпел поражение. Молю, не ставьте на себе крест! Ищите такой способ изучения языка, который подходит лично вам. Избегайте лексических тем, которые вам не нужны и неинтересны. Подстраивайте под себя программу изучения языка, попробуйте получить от нее удовольствие. Смотрите сериалы с английскими субтитрами (тот же Newsroom). Ставьте реальные цели, например, читать один абзац текста в день, чтобы разобрать его на составляющие. Только обязательно занимайтесь этим! Без английского мы уязвимы. Недавно в нескольких ваших статьях нашла цитаты, которые показались подозрительными. Я решила найти оригиналы, загуглила и ахнула! Я их нашла, но смысл был искажен. Это недопустимая ошибка. С одной стороны, я рада, что вы пытаетесь докопаться до сути, ищете информацию по своей теме на английском, так и надо. Но с другой стороны, вот и ошибка вылезла. А если бы это кто-то напечатал? А потом это обязательно бы процитировали и перепечатали? И вот еще один некачественный материал в интернете пополняет ряды тысяч других и позорит ваше портфолио. Не бойтесь языка, но и отдавайте себе отчет в том, что вызывает у вас сложности. Привлекайте друзей, однокурсников, заманивайте их на чай, невзначай открывайте компьютер, и с невинным выражением лица задавайте вопрос: «Подскажите, пожалуйста, а я правильно поняла гугл-транслейт, что вот это означает то-то и то-то? Боюсь опозориться». Уверена, что друг не оставит вас в беде. А через год занятий вам уже не понадобится его помощь!

Выбор эксперта

Не всегда ваш знакомый — лучший комментатор для вашего материала. Старайтесь вообще избегать работы с друзьями. Пусть лучше они расскажут, кто в их профессиональной области самый крутой. Ищите авторитетных экспертов, гуглите их. Смотрите, где он публикуется, что изучал, какие открытия сделали. Известен ли за рубежом, кто ссылается на него. Откройте Youtube, проверьте, в какие программы он ходит. Постарайтесь понять, какая у него репутация. Ваш эксперт должен быть специалистом в той теме, которую вы просите прокомментировать. Это особенно сложно, когда речь идет о психологах, которые отчего-то берутся высказываться по широкому спектру тем. Их credibility из-за этого под большим вопросом. Если кто-то отказывается с вами говорить, поясняет, что у него недостаточно информации — запомните имя этого человека, он серьезно относится к тому, что произносит в публичном пространстве, это вдумчивый, вменяемый человек. Опасайтесь универсальных комментаторов, которые готовы лить воду на любую тему. Мы можем ориентироваться по научным работам, по тому, какую диссертацию или докторскую защитил эксперт. Также не забывайте проверять, не комментировал ли этот человек похожую тему у конкурентов вашего издания. Не стоит к нему обращаться, если он уже выступил у соседа.



Автор: Анастасия Чуковская

Источник: report.unic.edu.ru


0



Для лиц старше 18 лет