Суперизвержение: катастрофа планетарного масштаба

Охрана окружающей среды. Экология человека
16 янв. 12:42

569a108f5f1be75a51000189

В истории Земли не раз случались извержения супервулканов. Триллионы кубометров магмы выбрасывались на поверхность планеты. Но в одних случаях это происходило довольно спокойно, а в других дело оборачивалось чудовищными взрывами и прочими катаклизмами. Почему сходные вулканы ведут себя по-разному? Объяснить это взялись учёные Иван Кулаков из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН и Николай Шапиро из Института физики Земли в Париже. Их совместная статья вышла в журнале Science.

Миллиард кубометров

Каких бы высот ни достигла земная цивилизация, человечество по-прежнему беззащитно перед крупными извержениями. В 2010 году вулкан Эйяфьядлайёкюдль в Исландии на несколько дней оставил Европу без воздушного сообщения. Но по геологическим масштабам это было совсем крошечное извержение с объёмом выбросов меньше одной сотой кубического километра.

Истории известны катастрофические извержения (например, индонезийского вулкана Тамбора в 1815 году), которые поднимали в воздух до 150 кубических километров пород, истребляя всё живое на обширных территориях вокруг вулкана и приводя к неурожаям и волнениям в другом полушарии.

Но даже такие крупные катастрофы могут показаться незначительными по сравнению с суперизвержениями (тысячи кубических километров выбросов), происходившими в недавнем геологическом прошлом. Такие события, случись они сейчас, кардинально изменили бы существование оставшегося в живых человечества, да и всю биосферу Земли.

Фото: Shutterstock

Как Homo стал sapiens

Самым мощным за последние несколько миллионов лет считается суперизвержение вулкана Тоба на Суматре, произошедшее около 72 тысяч лет назад. Тоба выбросил одним взрывом 2800 кубических километров пород. Сегодня на его месте находится вулканическое озеро длиной более 80 километров.

По данным палеонтологов, это событие привело к сильному понижению средней температуры на Земле и к исчезновению многих видов животных и растений. А по одной из гипотез, именно пройдя через трудности этого периода, доисторический человек превратился в разумное существо.

Огромные кальдеры, оставшиеся после извержений, указывают, что на Тобе за последние два миллиона лет произошло по крайней мере три или четыре катастрофических извержения. Геологи пока не нашли окончательного ответа на вопрос, почему они повторялись именно в этом месте.

Схожим по масштабу было извержение 26,5 тысячи лет назад вулкана Таупо (Новая Зеландия). Примерно тогда же на Земле начался последний ледниковый период — некоторые специалисты связывают его с суперизвержением Таупо. Обе области супервулканизма (Тоба и Таупо) находятся в зонах субдукции — местах, где одна литосферная плита погружается под другую. Плавление и химические реакции в породах опускающейся плиты приводят к образованию магматических очагов. В результате их подъёма на поверхности Земли появляются цепочки вулканов, среди которых встречаются и гиганты.

Фото: Shutterstock

Плюмы под океаном и под сушей

Итак, что бывает с вулканами, возникающими на стыке литосферных плит в зонах субдукции, мы выяснили. Но извержения происходят и в самых «невинных» местах — на большом расстоянии от границ плит. Такого рода вулканы образуются в результате выхода из мантии на поверхность струй раскалённого вещества, так называемых плюмов.

Продолжение статьи читайте на сайте "Кот Шрёдингера".

Автор: Мария Роговая