Юанна Зилинска
Писатель, художник и куратор, работает в области технологий и новых медиа, этики, фотографии и живописи. Профессор коммуникации и новых медиа в Голдсмитс-колледжеЛондонского университета. Автор книг «Минимальная этика антропоцена», «Жизнь после новых медиа: медиация как жизненный процесс», «Биоэтика в эпоху новых медиа».
О биоэтике
Я пыталась исследовать тему биоэтики под несколько иным углом: обычно, когда мы размышляем о биоэтике, мы думаем о каких-то медицинских случаях или правильном уходе за пациентом. И я, конечно, все это изучала. В наше время в медицине все чаще случаются спорные моменты, и я попыталась в них разобраться: что хорошо, а что плохо; можем ли мы, например, делать трансплантацию почек или пересаживать гены одного вида другому? Что насчет пересадки органов животных людям? Вопросы, связанные с развитием новых видов, усложняются с каждым днем.
Все это теоретический бэкграунд, который меня заинтересовал. И я попыталась исследовать традиционную парадигму биоэтики с точки зрения нас — людей, у которых есть права и обязанности. Я задала вопрос: может быть, мы сами должны узнать себя с другой стороны и попытаться заново оценить свою значимость в этом мире?
Биоэтика — область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения.Биоэтика — это что-то вроде этики жизни, где жизнь позиционируется как минимальная ценность, основа, но не как у христиан, а как некая иллюзорная, скрытая сущность. Эта минимальная ценность (то есть нечто обычное, само собой разумеющееся) подразумевает особую сеть обязанностей, с которыми люди сталкиваются, приходя в этот мир. Получается, что биоэтика — это попытка и шанс переосмыслить фигуру человека и новый тип отношений с технологиями. Понять, какие новые рамки мы могли бы обозначить, чтобы изменить наши отношения с технологиями. Ответить на вопросы: абсолютны ли старые ограничения? и можем ли мы развивать эти новые отношения, не слишком увлекаясь истерией по поводу технологий (и идеей о том, что технологии нас убьют)? Или, наоборот, нам стоит перестать испытывать беспрекословный восторг перед инновациями? По сути, мои проекты и научный интерес — это процесс, в котором мы анализируем, какие рамки сейчас так или иначе ограничивают наши отношения с технологиями.
О новых медиа
Новые медиа окружили нас принципиально новым полем, хотя многие философы с этим не согласны. Например, французский философ Бернар Стиглер считает, что если обратиться к палеонтологии, то выяснится, что люди всегда были технологичны. Человек встал на две ноги, взял в руки камень, который стал инструментом, и смог делать что-то с его помощью. Уже тогда, в тот момент, человек трансформировался в существо, способное работать. И даже тот первый инструмент — это технология. Язык тоже стал технологией, а люди, в свою очередь, стали людьми с помощью всех этих «технологий». Но, конечно, за несколько последних десятилетий многое изменилось.
«Сейчас все заранее знают, что плохо, а что хорошо, и прямо заявляют об этом»
Читать дальше.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв