Теория решения изобретательских задач

0   3   0


5 нояб. 08:17


563ae6705f1be7274d0000e4

Научиться мыслить креативно не мечтают только те, кто и так умеет это делать. Для людей, которым только предстоит открыть для себя мир собственных идей и изобретений, существует инстересная разработка — так называемая теория решения изобретательских задач. Она позволяет освоить алгоритм созидательной деятельности и научиться видеть далекие горизонты, которые лежат за пределами поставленных задач.

Теория решения изобретательских задач — ТРИЗ — появилась в СССР в середине XX века. Родоначальником подхода стал ученый, инженер и писатель Генрих Альтшуллер — горячий сторонник постоянства изобретательской деятельности, продолжавший работу даже в одном из лагерей Воркуты, куда попал за критику в адрес Иосифа Сталина. Теории изобретательсва были посвящены несколько работ Альтшуллера, которые уже при жизни ученого получили популярность в России и за рубежом, особенно в США и Японии.

ТРИЗ, по сути, ставит столь любимый в западных странах, а с недавних пор и в России, вопрос: как научиться изобретать? Для того, чтобы научиться делать это, теория предлагает изобретателям искать потребности и запросы. Как это делать, если вы не маркетолог? Ничего сложного: ведь в основе потребностей, если речь идет о технике, инженерии и других материальных вещах, как правило, лежат противоречия. Именно их решают дизайнеры, которые разрабатывают мебель ИКЕА, телефоны Apple, обувь Nike и другие сверхпопулярные товары. «Шкаф должен быть маленьким, но вместительным». «Мне нужен тонкий, но мощный аппарат». «Хочу, чтобы на пробежке ноги не мерзли и не потели». Анализ запроса дает идею, идея понуждает искать средства, а их применение приносит результат, — так что человек становится изобретателем несмотря на то, что изначально у него не было никаких озарений.

В поисках запроса потенциальный изобретатель может обратиться к уже существующим наболевшим проблемам. В рамках ТРИЗ такой подход некоторые специалисты называют «инновацией от боли». Само собой, если вы можете сделать роботизированные ноги (как послупил американский скалолаз и инженер Хью Герр) или составить цифровой фотографический атлас Земли (что удалось создателям GoogleMaps), ваши работы многим окажутся нужны. Однако часто новые изобретения сами создают потребность в себе, как это произошло с цифровой развлекательной техникой или социальными сетями. Полезность таких разработок может быть под вопросом, зато популярность не оставляет сомнений, так что инженеры могут долго наслаждаться славой.

Автор: Наталия Киеня

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет