Теория решения изобретательских задач — ТРИЗ — появилась в СССР в середине XX века. Родоначальником подхода стал ученый, инженер и писатель Генрих Альтшуллер — горячий сторонник постоянства изобретательской деятельности, продолжавший работу даже в одном из лагерей Воркуты, куда попал за критику в адрес Иосифа Сталина. Теории изобретательсва были посвящены несколько работ Альтшуллера, которые уже при жизни ученого получили популярность в России и за рубежом, особенно в США и Японии.
ТРИЗ, по сути, ставит столь любимый в западных странах, а с недавних пор и в России, вопрос: как научиться изобретать? Для того, чтобы научиться делать это, теория предлагает изобретателям искать потребности и запросы. Как это делать, если вы не маркетолог? Ничего сложного: ведь в основе потребностей, если речь идет о технике, инженерии и других материальных вещах, как правило, лежат противоречия. Именно их решают дизайнеры, которые разрабатывают мебель ИКЕА, телефоны Apple, обувь Nike и другие сверхпопулярные товары. «Шкаф должен быть маленьким, но вместительным». «Мне нужен тонкий, но мощный аппарат». «Хочу, чтобы на пробежке ноги не мерзли и не потели». Анализ запроса дает идею, идея понуждает искать средства, а их применение приносит результат, — так что человек становится изобретателем несмотря на то, что изначально у него не было никаких озарений.
В поисках запроса потенциальный изобретатель может обратиться к уже существующим наболевшим проблемам. В рамках ТРИЗ такой подход некоторые специалисты называют «инновацией от боли». Само собой, если вы можете сделать роботизированные ноги (как послупил американский скалолаз и инженер Хью Герр) или составить цифровой фотографический атлас Земли (что удалось создателям GoogleMaps), ваши работы многим окажутся нужны. Однако часто новые изобретения сами создают потребность в себе, как это произошло с цифровой развлекательной техникой или социальными сетями. Полезность таких разработок может быть под вопросом, зато популярность не оставляет сомнений, так что инженеры могут долго наслаждаться славой.
Автор: Наталия Киеня
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв