В прошлый раз мы рассказали о продуктах и блюдах, которые попадали на древнеримский стол. Но в любой человеческой культуре еда — это не только способ восстановить запасы энергии, это ещё и ритуал. Совместная трапеза объединяет, способ поведения за столом расставляет маркеры «свой — чужой» едва ли не с большей прицельностью, чем любое другое времяпровождение. То, как ели древние римляне, больше говорит об их нравах и цивилизации, чем то, что именно они ели.
Некоторые антропологи считают, что пищевой распорядок дня у разных народов до сих пор следует разделению первобытных культур на охотников и собирателей. Собиратели заняты своим делом постоянно, их работа почти не дифференцирована по половому признаку, и они всё время подъедают то, что находят, — словом, едят понемногу, но часто. Охотники же, наоборот, работают маленькими группами, в их обществе занятия разделены на мужские и женские, а добывание и принятие пищи разнесены во времени: пока идёт охота, всем приходится голодать, иногда несколько дней, зато потом все долго и со вкусом пируют.
По этой классификации римляне были типичными охотниками. Утренний и дневной приём пищи (то, что мы бы назвали завтраком и обедом) состоял из мелких закусок: фруктов и овощей, хлеба и сыра, оливок. Поскольку работать нужно было весь день, нередко на жаре (в Древнем Риме даже умственный труд совершался чаще всего под открытым небом, а уклонявшиеся получали презрительную кличку «теневик»), объедаться было неразумно.
Главная трапеза происходила вечером, и уж тогда-то можно было поесть вдоволь, никуда не торопясь. Римляне со средним и высоким социальным статусом ели дома: общепит был широко развит, но обслуживал в основном низшие социальные слои. Впрочем, благодаря разветвлённой системе связей между сословиями (например, практически официальных отношений «патрона» и «клиентов») каждый мог рассчитывать, что его пригласят на ужин. Отказываться было невежливо, ещё невежливее — согласиться и не прийти. Гость мог привести с собой спутника, не предупреждая хозяев; такой незваный гость назывался «тенью».
При входе в дом гости разувались и нередко надевали специальную домашнюю обувь, что-то вроде тапочек (обычай, который до сих пор широко практикуется в России и некоторых других странах).
Изображение: wikipedia/commons / Одна из помпейских фресок
Ужин состоял из многих перемен блюд, от закусок до десерта; поскольку сахар, как мы уже рассказывали, римлянам был неведом, в качестве сладкого часто подавались фрукты. Есть выражение ab ovo — «от яйца», что значит «с самого начала». Это не то яйцо, из которого вылупилась первая курица или появился мифологический крылатый змей. Это часть присловья «Ab ovo usque ad mala» — «от яйца до яблок», описывающего последовательность традиционного римского ужина.
Важной особенностью римского застолья было разделение на пиршество и попойку. Возлияния начинались только после завершения трапезы и были подчинены особому ритуалу. С одной стороны, этот подход помогал разграничить спокойную и торжественную обстановку застолья и алкогольное буйство, с другой — всё-таки никто не начинал пить на пустой желудок.
Пьянство осуждалось, но было распространённым пороком (хотя всё-таки не таким распространённым, как в некоторых северных странах). Если кто-то из гостей под конец попойки оказывался не в состоянии самостоятельно дойти до дома, в помощь ему снаряжали специального поддерживающего раба. Общая продолжительность ужина и возлияний ограничивалась рабочими планами пирующих, но поскольку в римском календаре было множество праздников, несчастливых для работы дней и так далее, римляне нередко оставались за столами до утра.
Продолжение статьи читайте на сайте "Кот Шрёдингера".
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв