Ученые недооценили эффект падения древнего астероида

История. Исторические науки
4 дек. 14:00

5a2542e85f1be76a9828deb3

Астероид, который убил динозавров, вызвал глобальную катастрофу куда серьезнее, чем раньше считали ученые.

По данным современной науки, динозавры вымерли 66 миллионов лет назад, после того как гигантский астероид размером с целый город врезался в Землю рядом с современным городом Чиксулуб на территории Мексики. До последнего момента ученые полагали, что астероид или комета упала на землю под углом в 90 градусов, но недавние раскопки в кратере Чиксулуб на дне Мексиканского залива показали, что удар пришелся под углом в 60 градусов.

Ученые уже знали, что падение астероида вызвало выброс энергии, который можно сравнить с одновременным взрывом 40 000 атомных бомб США, что повлекло за собой цепь катастроф глобального масштаба: гигантские пожары, ураганы и массивные цунами высотой в 50-100 метров, которые уничтожили береговую линию, а также оползни и землетрясения по всей планете.

Некоторые виды животных и растений пережили все эти катаклизмы, но вымерли позже от куда более смертоносного убийцы: глобального похолодания.

Так, пыль и газы, которые вырвались в атмосферу в результате падения астероида, окружили Землю и годами отражали солнечную энергию, не давая ей проникнуть на поверхность планеты. Это привело к масштабному похолоданию и мел-палеогеновому вымиранию, в результате которого погибло 75% живых форм планеты.

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Geophysical Research Letters, использовали компьютерную симуляцию с уточненным углом падения астероида. Их эксперимент показал, что столкновение гигантского космического тела с Землей привело к газовому выбросу в три раза больше, чем предполагалось ранее.

«Мы хотели еще раз исследовать это важное событие и переосмыслить нашу модель, чтобы лучше понять его влияние на атмосферу планеты», – говорит Джоанна Морган (Joanna Morgan), геофизик в Имперском колледже Лондона.

Модель, которую создали Морган и её коллеги, показывает, что выброс газов мог привести к падению средней температуры планеты более чем на 8 градусов по шкале Цельсия практически за одну ночь. Похолодание длилось несколько лет, пока большая часть газов не рассеялась.

Однако животные и растения в глубинах океана испытывали влияние этого события гораздо дольше. Могли потребоваться сотни лет, чтобы океан снова согрелся, утверждают ученые.

«Уточненные данные имеют огромное значение для понимания климатических последствий падения астероида. Эффект от столкновения мог быть куда более серьезным, чем предполагалось ранее», – отметил Георг Фелнер (Georg Feulner), ученый-климатолог в Потсдамском институте исследований воздействия на климат.

Автор: Dave Mosher