Ученые составили атлас свойств двумерных металлов

Химия
14 янв. 13:00

5a5b99827966e104d23c58c5

Финские химики-теоретики составили атлас свойств двумерных металлов. Атлас включает в себя 45 различных металлов, три типа кристаллических решеток и содержит информацию об энергии и длине межатомных связей, а также о механических свойствах таких кристаллов, пишут ученые в Physical Review B.

С тех пор, как в 2004 году был открыт графен, различные двумерные материалы, состоящие из одного или нескольких атомарных слоев, привлекают внимание ученых в качестве потенциальных элементов нанотранзисторов, сенсорных панелей или различных датчиков. Такие кристаллы, в зависимости от своего химического состава, могут иметь различные физические свойства, но практически во всех из них атомы связаны между собой ковалентными связями. Недавно в одном из экспериментов обнаружили, что в поре графена можно получить небольшие участки атомарно тонких двумерных кристаллов, полностью состоящих из атомов железа. Оказалось, что некоторые металлы, в частности золото, серебро, медь и платина, действительно могут образовывать устойчивы двумерные фазы и в виде простых веществ. Однако никаких систематических исследований по изучению их устойчивости и возможных свойств к настоящему моменту не проводилось даже с использованием теоретических методов.

Чтобы провести систематический анализ таких материалов, финские химики-теоретики Янне Невалаита (Janne Nevalaita) и Пекка Коскинен (Pekka Koskinen) из Университета Йювяскюля решили рассчитать и собрать вместе свойства как можно большего числа двумерных простых металлов. Использовав численный расчет с использованием метода функционала плотности, ученые получили данные о свойствах 45 металлов от лития до висмута с тремя различными типами кристаллических решеток: квадратной и двух решеток с гексагональной симметрией (с плотной упаковкой и с сотовой структурой).

Автор: Александр Дубов