Утро вечера мудренее

0   32   0

Медицина и здравоохранение
30 янв. 15:04


56aca6d45f1be75d5c000478

Как было бы здорово лечь спать, а наутро проснуться со знанием иностранного языка или университетского курса физики. Идея обучения во сне — гипнопедии — десятилетиями бередила умы ученых. Сегодня нейрофизиологи наконец доказали: учиться во сне можно! «Чердак» объясняет, как именно.

В 1923 году журнал Time опубликовал удивительную историю о нерадивом студенте-радисте с американской военной базы Пенсакола во Флориде. Он якобы задремал во время занятий прямо в наушниках, а проснувшись, смог абсолютно точно повторить все сигналы азбуки Морзе, звучавшие в эфире, пока он спал. Начальство базы восприняло это не как забавный феномен, а как руководство к действию. Новую методику обучения «морзянке» опробовали на десятке добровольцев, и все они отлично сдали экзамен на радистов ВМС США.

Ночная передача

Узнав об этих экспериментах, в СССР решили догнать и перегнать геополитического противника. В 1940 году молодой ленинградский психиатр Абрам Свядощ защитил кандидатскую диссертацию по теме «Восприятие речи во время естественного сна», где предложил свое объяснение гипнопедии. Свядощ полагал, что во время сна в мозгу остаются участки бодрствования, «сторожевые пункты», которые позволяют проснуться в случае потенциальной опасности — от громкого звука, яркого света, прикосновения. Свядощ считал, что человек может управлять «сторожевыми пунктами», выбирая стимул для пробуждения. Поэтому обессиленная мать по десять раз за ночь встает на плач ребенка, но не слышит сигнал будильника, а студент дремлет на лекции ровно до слов «на сегодня всё». С помощью аутотренинга или гипноза можно так подготовить человека, что в ответ на определенный сигнал он будет не просыпаться, а запоминать то, что ему скажут.

В 1963—1964 годах киевский филолог Леонид Близнеченко подошел, казалось, к тому, о чем мечтают до сих пор, — к изучению во сне английского языка. В Киевском высшем инженерном радиотехническом училище Близниченко оборудовал специальные ночные классы, где за 15 минут до отбоя студенты слушали короткую запись с набором английских слов и примеров их употребления. Запись повторялась в течение ночи 20—25 раз. Хотя студенты иногда жаловались, что голос из динамиков их будит, опыты признали успешными. Студенты Близниченко сдавали экзамены в училище и даже готовились к кандидатскому минимуму с нуля.

При этом еще в 1955 году американские физиологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс из Университета Иллинойса повторили опыты по гипнопедии и, используя новый по тем временам метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), однозначно заключили: подопытные могли вспомнить, чему их учили ночью, только если запись голоса звучала в периоды легкого сна — дремы, похожей на спокойное бодрствование. «Подбуживала» людей сама запись, которая нарушала структуру сна. Если ЭЭГ показывала, что человек по-настоящему спит, новых знаний к утру не прибавлялось.


С подобными, но немного модифицированными шапочками для снятия ЭЭГ вполне можно спать. Фото: Кавашкин Борис/ТАСС

Читать дальше.


Автор: Наталья Нифантова

Источник: Чердак


0



Для лиц старше 18 лет