В СМЕШАННЫХ ЧУВСТВАХ: Пять историй про мультисенсорное восприятие мира

0   45   0

Биология
21 июля 11:08


579082e25f1be72d71b5269f

Зрение, обоняние и другие чувства кажутся нам вполне самостоятельными, но в действительности они постоянно взаимодействуют друг с другом. Ириски становятся слаще под музыку высокой тональности, йогурты из тяжелых стаканчиков кажутся гуще, а звуковые сигналы рождают иллюзорные вспышки света. Эти и другие примеры — в материале «Чердака».

Мы купаемся в океане сигналов внешнего мира: оптическое излучение вызывает визуальные образы, потоки химических веществ рождают вкусы и запахи, акустические волны впускают в наш мир звуки. Справиться с этой какофонией информации непросто: все помнят притчу о семи слепцах, щупавших кто хобот, кто ногу, а кто ухо слона, но так и не понявших, что за зверь перед ними.



Наше сознание работает по-другому и любит скрещивать каналы информации: разные чувства человека могут дополнять, подменять или даже запутывать друг друга, что иногда приводит к забавным казусам.



Свет, рожденный звуком



В 2000 году американские и японские ученые набрали добровольцев и поставили такой опыт: они давали резкие гудки — иногда в сопровождении ярких вспышек света, а иногда отдельно от них — и просили людей сосчитать, сколько вспышек они увидели. Результаты удивили ученых: добровольцы часто фиксировали больше вспышек, чем их было в реальности, принимая за вспышки звуковые сигналы без светового сопровождения.



После двух-трех синхронных событий мозг людей как будто обучился связке «слышу сигнал — вижу вспышку». Чистый звук порождал в голове людей устойчивые зрительные образы. Эта иллюзия была зафиксирована экспериментаторами на вполне материальном уровне.



фМРТ мозга испытуемых показала, что ложный звуковой сигнал в обученном мозгу порождает возбуждение не только слуховых зон, но и зрительных.



Такой результат хорошо сочетается с современными представлениями о пластичности человеческого мозга: его части могут со временем не только незначительно менять свои функции и строение, но и заменять друг друга.



Эффект Мак-Гурка: услышать глазами



Во многом противоположный эффект в 1997 году открыла Гемма Калверт (Gemma Calvert) из Оксфорда. Она показывала добровольцам без опыта чтения по губам видео с бесшумно считающим человеком и фиксировала активность мозга наблюдателя. Оказалось, что молчаливое созерцание порождало активность в слуховой коре человеческого мозга. Зрение и слух сильно переплетены между собой.



Испытать это на себе можно, и не записываясь добровольцами в научные эксперименты. Еще в 1976 году Гарри Мак-Гурк (Harry McGurk) и Джон Макдональд (John MacDonald) показали, что если на видео, где человек губами произносит слог «га», наложить звук «ба», то зритель будет четко слышать промежуточный вариант — «да». Так наше мультисенсорное восприятие неловко пытается совместить сигналы разной природы.





Эффект Мак-Гурка не иллюзия. Психолог Лоуренс Розенблюм (Lawrence D. Rosenblum) в статьена страницах Scientific American говорит, что он действует во всех языках мира и не пропадает даже у людей, изучающих эффект Мак-Гурка уже четверть века, — с иллюзиями такого не бывает. Впрочем, ничего необъяснимого здесь нет: наше сознание постоянно подстраховывает слух или другие чувства за счет главного источника информации о мире — зрения.



Опыты того же Розенблюма показали, что люди, однажды посмотревшие немые видео с говорящими людьми, потом гораздо лучше распознают их речь на зашумленных аудиозаписях: слух сверяется с визуальной информацией даже из прошлого. Очень хорошо об этом знают люди, делающие дубляж фильмов: они специально стараются подбирать такой перевод, чтобы движения губ при его произношении были максимально похожи на мимику актеров в кадре.



Cенсорная кухня вкуса



Впрочем, сам слух тоже любит консультировать другие чувства, особенно вкус. Чтобы доказать это, Чарльз Спенс из Оксфорда и Массимилиано Дзампини из итальянского университета Тренто нашли идеальный образец для экспериментов — картофельные чипсы «Принглс». Тонкие, однородные, идеальной формы — что еще нужно, чтобы отсечь посторонние случайные факторы при обработке данных.



Спенс и Дзампини запускали добровольцев в звуконепроницаемый бокс и кормили их чипсами, а звуки этой скромной трапезы в реальном времени записывались, преобразовывались и подавались в наушники, надетые на головы испытуемых. Потом людей просили оценить чипсы по шкале «хрустящести» и «свежести», и оказалось, что звуки сильно повлияли на их впечатления. Чипсы с более громким и высокочастотным (проще говоря, сочным) хрустом в среднем казались испытуемым вкуснее.



В 2008 году ученые получили за этот эксперимент Шнобелевскую премию в области диетологии, а Спенс продолжил эксперименты уже с другими объектами. Так, участники эксперимента 2012 года ели ириски под разную музыку, которая влияла на вкус конфет.



Высокие тона делали ириски слаще, а низкие тона — наоборот, более горькими. В действительности все конфеты были абсолютно одинаковыми.



Еще один эксперимент про влияние звуков на вкус недавно поставили бельгийские ученые. Онивзяли три сорта пива: светлое 4,5-градусное, восьмиградусный «трипель» и шестиградусный бельгийский эль — и давали их пробовать под разные мелодии 340 людям. В каждом испытании человек дважды дегустировал один и тот же сорт пива, но под разную музыку.



В результате почти никто из добровольцев не распознал хитрости ученых: музыкальные аранжировки меняли вкус пива. Оно могло стать горче, кислее или даже набрать градус. Впрочем, эти фокусы человеческого восприятия, кажется, уже давно знают хозяева пабов и баров, подбирающие обстановку для максимального раскрытия вкуса.


Читать далее


Автор: Михаил Петров

Источник: ЧЕРДАК


0



Для лиц старше 18 лет