В смешанных чувствах. Пять историй про мультисенсорное восприятие мира

0   70   0

Психология
20 окт. 14:00


58088eba5f1be71b1c5738ab

Зрение, обоняние и другие чувства кажутся нам вполне самостоятельными, но в действительности они постоянно взаимодействуют друг с другом. Ириски становятся слаще под музыку высокой тональности, йогурты из тяжелых стаканчиков кажутся гуще, а звуковые сигналы рождают иллюзорные вспышки света. Эти и другие примеры — в материале «Чердака».

Мы купаемся в океане сигналов внешнего мира: оптическое излучение

вызывает визуальные образы, потоки химических веществ рождают вкусы

и запахи, акустические волны впускают в наш мир звуки. Справиться с этой

какофонией информации непросто: все помнят притчу о семи слепцах,

щупавших кто хобот, кто ногу, а кто ухо слона, но так и не понявших, что

за зверь перед ними.



Наше сознание работает по-другому и любит скрещивать каналы информации:

разные чувства человека могут дополнять, подменять или даже запутывать

друг друга, что иногда приводит к забавным казусам.



Свет, рожденный звуком



В 2000 году американские и японские ученые набрали добровольцев и поставили такой опыт:

они давали резкие гудки — иногда в сопровождении ярких вспышек света,

а иногда отдельно от них — и просили людей сосчитать, сколько вспышек

они увидели. Результаты удивили ученых: добровольцы часто фиксировали

больше вспышек, чем их было в реальности, принимая за вспышки звуковые

сигналы без светового сопровождения.



После двух-трех синхронных событий мозг людей как будто обучился

связке «слышу сигнал — вижу вспышку». Чистый звук порождал в голове

людей устойчивые зрительные образы. Эта иллюзия была зафиксирована экспериментаторами на вполне материальном уровне.



фМРТ мозга испытуемых показала, что ложный звуковой сигнал в обученном мозгу порождает возбуждение не только слуховых зон, но и зрительных.



Такой результат хорошо сочетается с современными представлениями

о пластичности человеческого мозга: его части могут со временем

не только незначительно менять свои функции и строение, но и заменять

друг друга.



Эффект Мак-Гурка: услышать глазами



Во многом противоположный эффект в 1997 году открыла Гемма Калверт

(Gemma Calvert) из Оксфорда. Она показывала добровольцам без опыта

чтения по губам видео с бесшумно считающим человеком и фиксировала

активность мозга наблюдателя. Оказалось, что молчаливое созерцание

порождало активность в слуховой коре человеческого мозга. Зрение и слух

сильно переплетены между собой.



Испытать это на себе можно, и не записываясь добровольцами в научные

эксперименты. Еще в 1976 году Гарри Мак-Гурк (Harry McGurk) и Джон

Макдональд (John MacDonald) показали,

что если на видео, где человек губами произносит слог «га», наложить

звук «ба», то зритель будет четко слышать промежуточный вариант — «да».

Так наше мультисенсорное восприятие неловко пытается совместить сигналы

разной природы.

Эффект Мак-Гурка не иллюзия. Психолог Лоуренс Розенблюм (Lawrence D. Rosenblum) в статье на страницах Scientific American говорит, что он действует во всех языках мира и не пропадает даже у людей, изучающих эффект Мак-Гурка уже четверть века, — с иллюзиями такого не бывает. Впрочем, ничего необъяснимого здесь нет: наше сознание постоянно подстраховывает слух или другие чувства за счет главного

источника информации о мире — зрения.



Опыты того же Розенблюма показали, что люди, однажды посмотревшие немые

видео с говорящими людьми, потом гораздо лучше распознают их речь

на зашумленных аудиозаписях: слух сверяется с визуальной информацией

даже из прошлого. Очень хорошо об этом знают люди, делающие дубляж

фильмов: они специально стараются подбирать такой перевод, чтобы

движения губ при его произношении были максимально похожи на мимику

актеров в кадре.



Cенсорная кухня вкуса



Впрочем, сам слух тоже любит консультировать другие чувства, особенно

вкус. Чтобы доказать это, Чарльз Спенс из Оксфорда и Массимилиано

Дзампини из итальянского университета Тренто нашли идеальный образец для

экспериментов — картофельные чипсы «Принглс». Тонкие, однородные,

идеальной формы — что еще нужно, чтобы отсечь посторонние случайные

факторы при обработке данных.



Спенс и Дзампини запускали добровольцев

в звуконепроницаемый бокс и кормили их чипсами, а звуки этой скромной

трапезы в реальном времени записывались, преобразовывались и подавались

в наушники, надетые на головы испытуемых. Потом людей просили оценить

чипсы по шкале «хрустящести» и «свежести», и оказалось, что звуки сильно

повлияли на их впечатления. Чипсы с более громким и высокочастотным

(проще говоря, сочным) хрустом в среднем казались испытуемым вкуснее.



В 2008 году ученые получили за этот эксперимент Шнобелевскую премию

в области диетологии, а Спенс продолжил эксперименты уже с другими

объектами. Так, участники эксперимента 2012 года ели ириски под разную музыку, которая влияла на вкус конфет.

Далее на Чердаке.


Автор: Михаил Петров

Источник: Чердак


0



Для лиц старше 18 лет