Всё ещё актуально: какое сочинение необходимо нашим ученикам?

0   290   0

Народное образование. Педагогика
24 мая 16:58


57445dff5f1be72d9d1fab4a

Осмысление концепции выпускного сочинения в России с неизбежностью заставляет задуматься над центральным вопросом: ради чего?

В Меморандуме о сочинении в редакции председателя Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмилы Дудовой записано так: «Настаиваем, что итоговое сочинение - это не проверка знаний, умений и навыков литературоведческого анализа художественного произведения, не механический возврат к прежней форме сочинения, а возможность, предоставляемая учащимся, в свободной форме письменного высказывания определенного объема продемонстрировать свое умение при раскрытии темы обращаться к примерам и фактам из художественной, публицистической, мемуарной, научной и научно-популярной литературы, использовать их в качестве инструментария для выражения своих суждений о проблемах общечеловеческого, общекультурного плана. Итоговое сочинение - это показатель сформированности метапредметных и общекультурых компетенций, уровня речевого и в известной степени личностного развития выпускника, стимул для повышения читательской культуры школьников».

Что можно считать главным в целеустановках авторов разных вариантов концепции выпускного сочинения, на что, по их мнению, направлено введение сочинения, какие принципиальные задачи оно призвано решить?

Акценты сделаны на трех моментах:

- сочинение как попытка уйти от шаблона, трафаретности, стереотипности в письменных высказываниях учащихся;

- сочинение как возможность сохранения в школьном курсе реального (а не мифологического!) чтения и анализа произведений классической русского литературы;

- сочинение как средство борьбы за речевую и читательскую грамотность.

Если «образование - это то, что остается, после того как забывается все выученное в школе» (А.Эйнштейн), то сочинение в силу своей специфики позволяет диагностировать именно этот «сухой остаток» образования. Сочинение, в сущности, по терминологии ФГОС то самое важное универсальное учебное действие. Продолжая образный ряд, позволю себе сравнить экзаменационное сочинение со своеобразным обрядом инициации в первобытных культурах, а в конечном итоге с актом социальной идентификации, показателем серьезного жизненного опыта.

Однако при всей простоте смыслов не все так просто и очевидно с содержательным наполнением понятия «сочинение». Директор Московского института развития образования Антон Молев определяет сочинение как «методологически и методически обоснованный механизм развития речи, интеллекта и нравственной зрелости… закономерную для юношества форму проявления жизненной позиции, рассуждения по значимым вопросам самоопределения». Первый заместитель директора Московского института развития образования Мария Лазутова видит в сочинении как «проводнике культуры» «естественный путь сохранения «иммунитета грамотности». Каждое слово в этих высказываниях требует комментария.

В средствах массовой информации сегодня активно обсуждают именно этическую составляющую сочинения. Либеральная интеллигенция порядком обеспокоена тем, что оценка сочинения может оказаться в конечном счете субъективной оценкой нравственного выбора выпускника. Конечно же, такая оценка недопустима. Говоря об этической составляющей, мы, во-первых, говорим исключительно о сквозной оценке ценностных ориентаций современной молодежи в целом (более того, делаем это с большой осторожностью, потому что допускаем ситуацию, при которой выпускник в сочинении может неискренне выражать собственную точку зрения), а во-вторых, исходим из того, что речь идет не об общей идеологии (строго ангажированных государством понятиях), а об общей аксиологии (личностной системе базовых ценностей: свободе, любви, дружбы, Родине, памяти, природе, уважении, чести, творчестве; сочинение в этом смысле также можно рассматривать как ценность).

Из отечественного и зарубежного опыта

Наивно думать, что сочинение появилось в наше время и что сочинение как вид учебной работы практикуют только в нашей стране. Не надо здесь изобретать велосипед. Действительно, все новое - это хорошо забытое старое, причем в данном случае не прошло еще столько времени, чтобы старое было целиком забыто.

Традиция написания выпускного сочинения восходит еще к дореволюционной России. Нельзя не вспомнить переводной экзамен в Царскосельском лицее, на котором юный Александр Пушкин в присутствии почетных гостей - экзаменаторов представил свое творение - стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», ставшее этапным произведением начинающего поэта. Не это ли истинный образец «публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения»?!

Императорский лицей заставляет вспомнить и тот общеизвестный факт, как обучали тогда написанию сочинения. Профессор российской словесности Николай Кошанский на одном из занятий предложил своим воспитанникам задание: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами», так, в альбоме появилось знаменитое пушкинское стихотворение «Роза».

Пессимисты возразят: мол, как можно сравнивать пушкинский лицей (элитарное образовательное учреждение) с современными общеобразовательными школами? Но позвольте возразить. Приведу конкретные темы сочинений в обычной дореволюционной гимназии:

для младших классов:

«О том, что видела птичка в дальних землях».

«История постройки дома и разведения при нем сада».

«Великаны и пигмеи лесного царства»;

для старших гимназистов:

«Слово как источник счастья».

«Почему жизнь сравнивают с путешествием?».

«Родина и чужая сторона».

«О скоротечности жизни».

«Какие предметы составляют богатство России и почему?».

«О высоком достоинстве человеческого слова и письма».

«О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве».

«О проявлении нравственного начала в истории».

«На чем основывается духовная связь между предками и потомством?».

Нам еще предстоит, наверное, в полном объеме осмыслить опыт дореволюционной России - этого по-своему золотого века сочинения, не раз придется обратиться и к педагогическим сочинениям Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

История сочинения в советской школе неоднозначная. С одной стороны, от него практически никогда не отказывались. Хотя были реальные альтернативы в виде таких письменных работ, как изложение и диктант. Более того, был период, когда сочинение писали даже в выпускном 8-м (9-м) классе. Полноформатное сочинение стало своего рода гордостью советской системы образования, его визитной карточкой. Бурно развивающимся в мире тестовым формам контроля СССР противопоставлял классическое сочинение. Постепенно сформировалась отработанная технология проверки и оценивания сочинения. Поступление в вуз для советского абитуриента, как правило, также сопровождалось обязательным написанием вступительного сочинения. С другой стороны, уже в 1960-1970-е годы в журналистике периодически появлялись сетования на шаблонность, клишированность ученических сочинений. Как тут не вспомнить фельетон-пародию Марка Розовского «Школьное сочинение».

Школьное сочинение

Был обычный урок литературы. Ученики должны были писать сочинение на тему «Образ Бабы-яги - уходящей бабы прошедшего времени».

Учитель продиктовал план. Пункт за пунктом. Одно за другим. Все, как обычно.

План

I. Вступление. Историческая обстановка в те еще годы.

II. Главная часть. Показ Бабы-яги - яркой представительницы темных сил.

Черты Бабы-яги:

1. Положительные:

а) смелость;

б) связь с народом;

в) вера в будущее.

2. Отрицательные:

а) трусость;

б) эгоизм;

в) пессимизм;

г) костяная нога.

III. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.

Итак, учитель дал план, и теперь ученики по плану начали писать сочинение. И написали. Надо сказать, это было обычное сочинение.

«Замечательное произведение - сказка о Бабе-яге - является замечательным образцом нашей замечательной литературы.

Тяжелое положение крестьянства в мрачную, беспросветную эпоху, которая характеризовалась беспощадным, страшным, мрачным, беспросветным угнетением, было невыносимо беспросветно, мрачно, страшно и беспощадно.

«Товарищ, верь! Взойдет она!» - писал великий русский поэт Пушкин.

И в это время особенно звонко прозвучал светлый голос неизвестного автора сказки о Бабе-яге, которая навсегда вошла в сокровищницу литературы, у которой всегда были произведения замечательного жанра, который всегда был любим народом, которого никогда не остановит на пути, по которому он всегда идет навстречу будущему, которое всегда обязательно приходит на смену прошлому, которое никогда не смогло задушить его голос, который всегда был светлый и звонкий.

«Кому на Руси жить хорошо?» - спрашивал знаменитый русский поэт Некрасов и сам же отвечал:

«А наши топоры

Лежали до поры».

В образе Бабы-яги - типичной представительницы загнивающего старшего поколения - воплощены лучшие черты отрицательного героя в начале первой половины конца ...надцатого века. Бабе-яге противопоставлен светлый образ Иванушки-дурачка, в котором сделана яркая попытка показа нового, молодого в борьбе со старым, отжившим, одряхлевшим. Нет, Иванушка-дурачок - это не Онегин. Он не лишний человек! Он любит труд и родную землю. Если присмотреться, он совсем не дурачок, а умный.

«В человеке все должно быть прекрасно», - писал известный русский писатель Чехов.

Задолго до него эти же слова повторил способный английский поэт Шекспир. Создавая незабываемый образ злодея Яго в одноименной трагедии «Отелло», он, несомненно, испытал благотворное влияние со стороны неизвестного автора сказки о Бабе-яге.

Иванушка-дурачок только строит из себя дурачка. На самом деле оказывается в дурачках не он, а Баба-яга.

«Чуден Днепр при тихой погоде», - писала сквозь смех и слезы гордость нашей литературы Гоголь.

В галерее женских образов Баба-яга занимает особое место. Вспомним хотя бы Анну Каренину.

«Все смешалось в доме Облонских», - писало светило разума Лев Толстой.

Язык Бабы-яги - простой, чистый, короткий, могучий, не шершавый.

В наше время бабизм-ягизм играет большое значение и имеет большую роль. Иванушка-дурачок стал нарицательным, а Баба-яга безвозвратно ушла в далекое прошлое».

Обычное сочинение, как обычно, не очень соответствовало теме и не слишком было написано по плану. Однако учитель остался доволен.

Он поставил за сочинение соответствующую отметку. Какую именно? Обычную «2».

Типичной карикатурой на советское школьное сочинение можно считать и опус Бориса Салибова:

Сочинение

Выпускники, учтите впредь:

Чтоб не бояться сочинений,

Вполне достаточно иметь

Набор простых

определений.

Пишите, что поэт - пророк,

Что Гоголь высмеял

порядки,

Что Фамусов - скупой

и гадкий.

А Чацкий - больше не ездок!

Что с неподдельной

чистотой

У Пушкина в конце романа

Уже замужнюю Татьяну

Онегин любит холостой.

Что Ольга хороша собой,

А Ленский слишком

романтичный.

Что Гремин - человек

приличный,

А няня - человек простой.

Рахметов обогнал свой век,

Обломов спал с утра

до ночи,

И что Печорин, между

прочим,

Всего лишь лишний

человек.

Раскольников попал

в тюрьму,

Базаров - сложная натура,

Герасим утопил Муму -

Вот вам и вся литература!

К началу 1990-х годов обсуждение проблемы школьного сочинения стало более открытым. Все чаще стали говорить о воспитании с помощью школьного сочинения привычки лгать. И здесь больше всего вопросов было к самому педагогическому сообществу. Синие ручки в руках учителей - это не секрет проверок тех лет. А работа региональных медальных комиссий! Спрашивается, если учителя писали по ночам, а по утрам входили в состав медальных комиссий, кого мы в этом случае проверяли или наказывали?!

Неоднократно актуальные вопросы, связанные с судьбой школьного сочинения, поднимал в своих публикациях известный московский учитель русского языка и литературы Лев Айзерман. В своих высказываниях Лев Соломонович порой доходил до мысли, что сочинение вообще не может быть формой экзамена: «Методика изучения литературы в школе становится на наших глазах методикой «сдавания» экзамена по литературе, который стал центральной педагогической проблемой, вокруг которой все и вертится. Главное - не Пушкин, главное - сдать Пушкина. Самая большая беда преподавания литературы в том, что ученики наши часто не «по-литературному» знают литературу. Слишком часто роман, повесть, драма, стихотворение существуют сами по себе, а сведения о них, полученные на уроке, изложенные в учебнике, не говоря уже о многочисленных шпаргалках, - сами по себе. Многие и многие ученики не умеют «вычитать» мысль писателя из самого художественного произведения, не умеют ее воспринять как художественную… Вот он, первородный грех школьного преподавания: не постижение художественного слова, а освоение информации о литературе - это сегодня главное, даже несмотря на отчаянные усилия тех учителей, которые все еще стремятся донести до своих учеников слово автора… Так зачем иду я сегодня на урок литературы? Чтобы передать своим ученикам хотя бы часть великого богатства русской литературы, чтобы научить их слышать слово писателя, соразмышлять с ним, сочувствовать его исканиям, привить интерес к чтению, научить думать о мире в себе и себе в мире».

Казалось бы, последней каплей должно было стать массовое издание брошюр типа «Тысяча золотых сочинений». Тем не менее чиновники предпринимали несколько попыток что-либо изменить, а точнее, спасти. Было время, когда из конверта доставали четыре темы: одна по первой половине XIX века, другая по второй половине XIX века, третья по XX веку, четвертая - свободная. Затем на экзамене из конверта начали доставать тем десять: и свободные, и по цитате, и традиционные, и нетрадиционные. Сами направления тем были известны заранее. Наконец, все триста тем стали предварительно публиковать.

С приходом Интернета в 2000-е годы форма сочинения с привычной процедурой его проведения окончательно изжила себя, можно сказать, дискредитировала. Таким образом, ЕГЭ возник не от хорошей жизни и стал вынужденной необходимостью объективизации результатов экзаменов.

«Большое» сочинение как экзаменационную форму отменили в одночасье, хотя специалисты заклинали министерство не делать этого, ибо разрушить легко, а возродить куда более сложно. Нет, полноформатные сочинения талантливые учителя продолжали использовать в повседневной практике, но в силу официальной невостребованности их появление в школьной жизни все эти годы имело хаотичный, бессистемный, спорадический характер.

Экзамены могут быть разными

Дважды Москва пыталась сделать сочинение как бы переводным экзаменом из 10-го в 11-й класс. Но эти попытки не имели прочной нормативной базы и зачастую превращались в формальное мероприятие. Однако в 2014 году некоторые регионы (отметим лишь Москву, Санкт-Петербург, Башкортостан) утвердили Порядок проведения сочинения для обучающихся 10-х классов и, собственно говоря, успешно провели это сочинение.

В каждом регионе были сделаны свои акценты. В частности, Санкт-Петербург провел сочинение именно по литературе (рекомендуемый объем сочинения - 400 слов). При этом разработал замечательную критериальную систему оценивания: глубина раскрытия темы; знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры; культурологическая и/или филологическая компетентность; композиционная цельность и логичность изложения; следование нормам речи (правда, исключая орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки); дополнительный балл за самостоятельность.

Опыт Москвы оказался также по-своему уникален: особое внимание было обращено на сочинение как одну из форм промежуточной аттестации обучающихся (наряду с такими формами, как тестирование, письменная контрольная работа, диктант с грамматическим заданием, презентация учебного проекта или учебного исследования, результаты физвоспитания в соответствии с нормативами физического развития, иные формы по выбору образовательной организации), которая находится в исключительном ведении самой образовательной организации; рекомендуемый объем сочинения - не менее 200 слов; метапредметная (непосредственно не связанная с литературой) направленность тем сочинения; возможность во время работы над сочинением использовать тексты художественных произведений, словари на бумажных носителях, а также ресурсы сети Интернет; гибкая система оценивания (по 100-балльной, 5-балльной или иной шкале по усмотрению образовательной организации); возможность публичной защиты сочинения в виде размещения сканированной копии без оценок и исправлений экспертов на сайте образовательной организации; проведение по результатам написания сочинения общегородского конкурса на лучшую творческую работу.

Обращаясь к зарубежному опыту проведения выпускных экзаменов, следует подчеркнуть совершенно разные практики в каждой из стран. В этом смысле нельзя говорить о некой единой западной экзаменационной модели. Но что действительно стало большой редкостью для зарубежных стран, так это именно сочинение на литературную тему, поскольку такой предмет (отдельный!), как литература, полноценно представлен чуть ли не в двух образовательных системах - в России и в Соединенных Штатах.

Не стало тайной то, что в Великобритании выпускники сдают экзамены по каждому выбранному ими в старшей школе предмету. Это как раз к вопросу о том, что наши выпускники, сдавая всего два обязательных предмета, якобы находятся в состоянии тяжелейшего психического и даже физического напряжения! Причем все экзамены в школах Великобритании включают в себя полноценные три части: курсовая работа, теория и практическое задание. Для чего это важно подчеркнуть? Чтобы все мы не забывали глубочайший смысл поручения президента: «публичная защита обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения». Не есть ли проект - аналог курсовой работы, публичная защита - показатель теоретического уровня выпускника, а сочинение - то самое практическое задание?!

Не менее интересен опыт Франции. Выпускные экзамены на получение степени бакалавра состоят из экзаменов по обязательным предметам (среди которых, например, история, география, химия!), экзаменов по особым, профильным предметам (на выбор учащегося). Но помимо всего прочего, и в этом сказывается традиция эпохи французского Просвещения, все выпускники пишут так называемую работу по философии, или, иначе говоря, эссе. К написанию этой работы школьников специально готовят в последний учебный год. Ребят учат «находить» свои мысли, связно их излагать, подбирать нужные слова. Фактически речь идет не столько о предмете «Философия», сколько о предмете «Риторика». Приведу некоторые темы, предлагаемые французским выпускникам: «Искусство и наука. Что важнее?», «Угрожает ли равенство свободе?». Среди критериев оценивания подобных работ обязательно присутствует критерий демонстрации выпускником познания трудов древних и современных авторов.

Какой бы опыт мы ни взяли на вооружение, к каким бы традициям ни обратились, необходимо все время помнить об особом пути России, о ее собственном лице на мировом образовательном пространстве. Сочинению, конечно же, быть в нашей системе образования! Сочинение должно стать нашим брендом, нашим национальным достоянием. Россия не только может перенимать что-либо из зарубежья, но наверняка способна сама экспортировать свои уникальные духовные продукты, в том числе сочинение как форму государственной итоговой аттестации. Мы, россияне, достойны того, чтобы быть не только самой читающей, но и самой пишущей страной в мире!

Роман ДОЩИНСКИЙ, председатель РОО НАС, член ОПРФ

Текст публикуется в сокращении. Читать полностью.


Автор: Роман ДОЩИНСКИЙ

Источник: ug.ru


0



Для лиц старше 18 лет