Я онлайн: одиночество в Сети, или как мы себя ведем в социальных медиа

0   20   0

Информатика
15 февр. 11:09


56c187ab5f1be70dac00132d

Наши личные страницы, комментарии, селфи и репосты в социальных сетях — это способы самоидентификации и репрезентации. В рамках цикла «Культура в деталях» в ЗИЛе заведующая кафедрой истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ Галина Зверева прочла лекцию «Я и Другой в социальных сетях: способы самоопределения и коммуникации». T&P публикуют основные тезисы о гендерной, локальной, политической и других идентичностях в социальных медиа, а также о том, почему пользователи интернета скучают по СССР или активно поддерживают антиинтеллектуальные позиции вроде лекций Задорнова.


Галина Зверева

доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ, действительный член Российской академии естественных наук (секция гуманитарных наук), член Российского общества интеллектуальной истории, член Российского культурологического общества, член редколлегий журналов «Обсерватория культуры», «Вопросы культурологии», «Вестник РГГУ» (серия «Культурология»), «Современность / POST. Альманах социокультурных исследований», «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории», «Адам и Ева. Альманах гендерной истории»

Знание vs информация

Социальные медиа — это своего рода meeting point пользователей, чьи ментальные установки, поведенческие практики соотносятся с разными ролями и статусами. Можно говорить о социальном, гендерном, профессиональном, идеологическом, образовательном, политическом различении ролей. Социальные сети — это хорошее место для разговора о себе и других, продвижения себя, вербальной и визуальной демонстрации своей позиции или позиции той группы, от имени которой желает выступать пользователь. Здесь можно выражать эмоции, спорить и соглашаться, тут приобретаются союзники и противники.

Пользователи преобразовывают различные ресурсы в подвижные продукты, которые сочетают в себе черты обыденного и специализированного знания. Мы привыкли не задумываться над тем, что отличает знание от информации. Когда информация организовывается пользователем, тогда и появляется знание — личная позиция, то есть способ, которым пользователь складирует ресурсы и распоряжается ими. Обыденное знание — это знание так называемого здравого смысла. Организации специализированного знания нужно обучаться: это наука, искусство, профессия и тому подобное. Но между этими двумя зонами есть колоссальное поле, в котором формируется «гибридное знание». В подвижных цифровых форматах чаще всего соединяются сегменты обыденного, повседневного знания и осколков специализированного. В этом сложном поле и формируются позиции (само)идентификации рядовых пользователей социальных медиа.

Проблемы (само)идентификации

Продукты знания о себе и других в социальных медиа можно рассматривать как своеобразные цифровые нарративы. В них выражается личный и групповой опыт пользователей, создаются и продвигаются наборы ценностей и смыслов. Они характеризуют особенности повседневного общения в социальных медиа и имеют прямое отношение к проблемам идентичности.

Чаще всего человек представляет себя в соцсетях с наиболее выгодной стороны — с точки зрения успешности, физического здоровья, красоты и различных достоинств

Идентичность — это что-то завершенное, но в реальной жизни мы имеем дело с постоянным переосмыслением себя и других людей, (само)идентификацией. Происходит маркирование, соотнесение себя и других с определенной группой по принципу общих ценностей, образа жизни, поведенческих практик. Это проведение мысленной границы, установление первичных различий между «я», «он/она», «они» или «мы». Чаще всего самоидентификации устанавливаются через рассказ о себе и других с помощью определенной репрезентации. Поль Рикер говорил: «Человек есть то, что он говорит о себе и других». Поэтому нам важна также нарративная идентичность: мы представляем себя и других через выбор слов, речевых конструкций, речевой дискурс.

© Kevin Van Aelst

© Kevin Van Aelst

В зависимости от формата медиа (само)репрезентации имеют свои особенности: например, в пространстве «ВКонтакте» или Instagram самое важное для пользователей — это личная страница, профиль. «Я» находится в центре, в этом смысле селфи — позиция того же порядка. В Facebook личная страница и хроника выглядят скромнее, и идентификация себя и других представлена скорее в (ре)постах, комментариях. В YouTube (само)идентификация выражается в роликах и комментариях к ним: здесь пользователи выстраивают список видеоматериалов на любимые или значимые темы.

Пол, возраст, этничность, ценности

В последнее время в социальных медиа нет границы между частным и публичным. Впервые зарегистрировавшихся это смущает и пугает: не каждый готов размещать интимные подробности своей жизни, как это делает большинство пользователей социальных сетей. Например, для юзеров старых медиа программа НТВ с Лесей Рябцевой была шокирующей, однако для бывалых пользователей «ВКонтакте» или Facebook эта «смелость», выражающаяся в отсутствии границы между интимным и публичным, — норма.

Переживание своей принадлежности к реальной или воображаемой общности, самоидентификация чаще всего задается такими границами, как пол, возраст, этничность, национальность, страна проживания и так далее. Саморепрезентация, представление другому, происходит через какой-либо ритуал или церемонию.

Читать дальше.


Автор: Редакция Теорий и Практик

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет