ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ОПОР В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Цель исследования -разработать и реализовать содержание коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие связной повествовательной речи у детей с ОНР. Объект: процесс развития связной речи у детей с ОНР Предмет: использование наглядных опор в развитии связной повествовательной речи у детей с ОНР Гипотеза: коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие связной повествовательной речи у старших дошкольников с ОНР будет протекать более эффективно при соблюдении следующих условий:  построение содержания коррекционно-педагогической работы в соответствии с результатами диагностического обследования  использование наглядных опор в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  включение в коррекционно-педагогическую работу специалистов дошкольного учреждения и родителей детей с ОНР Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме 2. Выявить уровень развития связной повествовательной речи старших дошкольников с ОНР 3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию связной повествовательной речи у дошкольников с ОНР 4. Определить динамику развития связной повествовательной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ г. Ростова-на-Дону «Д/с №267». В эксперименте участвовали 10 детей с ОНР III уровня 5-6 лет. ЦЕЛЬ констатирующего эксперимента: выявление сформированности связной повествовательной речи у старших дошкольников с ОНР. Для исследования связной повествовательной речи старших дошкольников в ходе констатирующего эксперимента были использованы методики, разработанные В.П. Глуховым, также Н. Г. Смольниковой и К. А. Смирновой. При выборе стимульного материала мы учитывали возрастные особенности детей; их речевые возможности; конкретность, понятность, точность сюжета; красочность картинок. Материалом к диагностике стали рассказ «Ежик», сюжетные картинки «Ежик», «Два друга» и три серии сюжетных картинок, составленные В.В. Гербовой. Для выявления уровня владения детьми с ОНР связной повествовательной речью мы использовали критерии  Понимание темы рассказа  Самостоятельность рассказывания  Последовательность изложения событий  Целостность высказывания, развитие сюжетной линии  Полнота и точность изложения  Использование разных частей речи в составленном рассказе и лексико-грамматических средств связи предложений  Плавность изложения рассказа  Выразительность речи Высокий уровень развития связной повествовательной речи выявлен не был. Средний уровень - 5 детей - 50% от общего количества. Низкий уровень - 5 детей – 50%. Выводы: у большинства детей связная речь бедна, стереотипна, мало выразительна, недостаточно сформирована; ограниченный словарный запас; ошибки в логической последовательности событий, пропуск отдельных звеньев и действующих лиц при пересказе; при рассказывании испытывают серьезные трудности в определении темы, в изложении последовательного развития сюжета, в целостности высказывания. На формирующем этапе эксперимента мы ставили целью разработать и апробировать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию связной повествовательной речи у детей с ОНР. Задачи: - определить этапы коррекционной работы по развитию связной повествовательной речи  разработать комплекс занятий, направленный на развитие связной повествовательной речи у детей с ОНР  включить в коррекционную работу по развитию связной повествовательной речи у детей с ОНР наглядные опоры: предметные и сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; стимульный материал: графические схемы предложений, рисуночные схемы сказок, рисунки для раскрашивания на творческих занятиях; а также содержание литературных произведений Содержание работы построено в два этапа: 1 этап. Формирование ориентировки в смысловой ценности и в языковых средствах связного высказывания (занятия по предметным и сюжетным картинкам в игровой форме) 2 этап. Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста (были проведены индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия). Данная коррекционно-логопедическая работа проводилась в соответствии с программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной При выборе методов и приемов работы мы использовали рекомендации В.К.Воробьевой и стимульный материал, разработанные О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной, Л.М.Козыревой. Выбранные направления коррекционной работы решались в процессе:  фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях  дидактических играх; творческих заданиях  работе с воспитателями, специалистами МАДОУ и родителями Контрольный эксперимент проводился по аналогичным методикам констатирующего эксперимента Результаты: Высокий уровень - 4 реб., - 40% от общего кол-ва детей Средний уровень - 5 детей– 50% Низкий уровень - 1 реб. – 10% Выводы: проведенная целенаправленная коррекционно-педагогическая работа способствовала повышению у детей с ОНР уровня сформированности связной повествовательной речи.

Комплексные проблемы общественных наук
Дипломы

Вуз: Южный федеральный университет (ЮФУ)

ID: 5a19a13e5f1be764f658e591
UUID: ce9e3980-b42f-0135-c67f-525400003e20
Язык: Русский
Опубликовано: 9 месяцев назад
Просмотры: 1597

41.8

Екатерина Тихи

Южный федеральный университет (ЮФУ)


-1

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 0 байт


Поделиться работой
Current View

- у работы пока нет рецензий -
Для лиц старше 18 лет