Особенности диалогической формы речи в детской литературе. Синтаксический и прагматический аспекты (на материале произведений Н. Носова, В. Драгунского и М. Москвиной)

В работе исследуются особенности диалогической формы речи в рассказах для детей младшего школьного возраста. Детская литература – особый тип литературы, лингвистическая организация которой ориентирована на особенности восприятия читателя-ребенка и отражает представление о феномене детства, характерное для той или иной исторической эпохи. Анализ диалога в произведениях классиков советской детской литературы Н. Носова и В. Драгунского обнаруживает основные способы адаптации разговорной речи, соблюдение принципа синтаксической и прагматической связности, основных импликатур общения. Диалога в рассказах этих авторов становится своеобразной идеальной коммуникативной моделью, на которую могут ориентироваться читатели. Синтаксическое оформление реплик разной коммуникативной направленности (директивов, реперезентативов, вопросов) позволяет говорить о том, что диалог в рассказах Н. Носова и В. Драгунского решает также познавательные и дидактические задачи. Метаязыковые вопросы и языковые коммуникативные неудачи, разрешающиеся в последующих репликах, позволяют повышать коммуникативную компетенцию читателя-ребенка. Признаки речевого доминирования, проявляющиеся в использование безличных предложений с модальными словами надо, нужно, «взрослые» речевые клише, обнаруживаемые в репликах героя-ребенка, указывают на скрытую фигуру автора-взрослого, на имплицитную реализацию воспитательных функций детской литературы, не нарушающей сюжета рассказа. Диалог в рассказах современной детской писательницы М. Москвиной построен в соответствии с принципами постмодернистской литературы – наблюдается скрытая ориентированность на монологическую форму речи, смешение разных функциональных стилей, случаи сдвинутой референции, нарушение импликатур общения. Связность диалога обнаруживается только на формальном уровне и не поддерживается на уровне смысловом. Наблюдается феномен смены социальных ролей, отражающийся в недостаточной коммуникативной компетенции героев-взрослых по сравнению с героями-детьми. Стираются границы взрослого и детского мира, нарушаются читательские ожидания, а представление о нормах общения у читателей-детей формируется путем их систематического нарушения. Дальнейшее исследование детской литературы позволит выявить общие и различные принципы языковой организации, отражающие ориентацию на читателей-детей и являющиеся признаками определенного историко-культурного периода. Составитель / А. А. Брыкова/

Комплексные проблемы общественных наук
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36905f1be77c40d59280
UUID: 9114e852-4810-4c17-b6d3-87e7030df656
Язык: Русский
Опубликовано: около 7 лет назад
Просмотры: 304

Брыкова Александра Андреевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 284783 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет