Прокурорский надзор в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ АННОТАЦИЯ магистерской диссертации студента магистратуры по программе «Правовое регулирование природопользования» Демирчиевой Ники Валерьевны Тема диссертации: Прокурорский надзор в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Цели и задачи исследования: Целью настоящей работы является анализ деятельности прокуратур в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, позволяющих идентифицировать прокуратуру в качестве специфического органа по укреплению законности при наличии разветвленной системы экологических органов, выработка практических рекомендаций, основных направлений совершенствования осуществляемого надзора, определение форм и методов работы, приносящих лучшие результаты в части укрепления законности. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: -акцентировать внимание на роли общественно значимой деятельности прокуроров по охране природных ресурсов РФ, оздоровления окружающей среды и обеспечения гарантированных Конституцией экологических прав граждан путем раскрытия содержания понятия «правовые средства реагирования прокурора», определения специфической роли прокуратуры, отличительных признаков природоохранной деятельности прокуратуры от деятельности иных органов с близкой компетенцией; - в свете многочисленных изменений в земельном законодательстве рассмотреть прокурорский надзор за соблюдением земельных прав граждан в качестве приоритетного, сформулировать соответствующее понятие; рассмотреть целей и пределы осуществляемой деятельности; - проанализировать состояние природоохранной деятельности прокуратуры и рассмотреть типичные нарушения, выявляемые органами прокуратуры при надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе и в сфере земельных правоотношений; - установить факторы, снижающие эффективность выполнения сотрудниками прокуратуры возложенных на них функций, определить практические проблемы; - определить и раскрыть основные пути совершенствования прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства; Выводы, сделанные по результатам исследования: С момента учреждения прокуратуру представляла собой специфический и универсальный орган, основной целью которого до сих пор, в течение трёх веков является обеспечение законности и правопорядка. Концентрация основных усилий и действий работников органов прокуратуры в первую очередь происходит тогда, когда исчерпываются полномочия иных компетентных государственных органов, заостряя при этом внимание на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений, которые являют собой угрозу жизни и здоровью людей, затрагивают интересы обширного круга населения. Требование о недопустимости подмены прокурорами других органов, содержащееся в ч.2 ст.21 и ч.2 ст.26 Закона о прокуратуре, вызвано необходимостью в четком распределении компетенции между государственными органами, исключении дублирования ими деятельности друг друга и повышении эффективности работы каждого из органов в сфере их исключительного ведения. Разграничение компетенции можно провести по следующим параметрам: 1) предмет деятельности :прокуратура- надзор за исполнением законов; органы контроля (надзора) -за исполнением как законов, так и подзаконных актов); 2) «законодательные ограничения»: контроль (надзор) специализированных органов касается определенных областей (водные ресурсы, атмосферный воздух, лес, отходы производства и потребления, санитарно-эпидемиологическое благополучие и т.д), то прокуратура подобными ограничениями не обладает; 3) характер надзора за исполнением законов: надзор за исполнением законов- основная функция прокуратуры, а для органов контроля такая функция не является основной.. Исходя из критериев разграничения, представляется целесообразным, что деятельность органов экологического надзора должна именоваться экологическим контролем (прежняя редакция ст.65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ряд экологических нормативных актов, действующих в настоящее время). Акты прокурорского реагирования, являясь непосредственно частью системы соблюдения законности должны быть своевременными, обладать оперативностью внесения, обоснованностью и адекватностью по отношению к совершаемому правонарушению. Меры реагирования должны сочетать в себе весь арсенал таких характеристик как законность, убедительность, жесткость, комплексность, который направлен на восстановление нарушенных прав государства, общества, граждан и их объединений. При этом имеются определенные пробелы, связанные с качеством выносимых актом. Например, к числу недостатков можно отнести: отсутствие в названии представления закона, который был нарушен, неуказание ссылок на конкретные нормы нарушенного закона, размытая формулировка требований в резолютивной части. Однако нельзя утверждать, что органы прокуратуры выполняют весь комплекс работ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. При поступлении информации о нарушениях необходимо придерживаться строгому регламенту действий, который позволит определить, взять ли проведение проверки под свой контроль или поручить ее проведение органу экологического контроля. С учетом характера и степени общественной опасности неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий (в результате неисполнения требований прокурора вред может быть весьма значительным, могут существенно пострадать интересы граждан, а также связанные с ними интересы общества и государства в сфере экологических отношений) представляется, что верхний предел санкции ст 17.7 КоАП РФ должен быть увеличен. Так как прокуратура является многогранным, многоканальным органом обеспечения законности, то осуществление работы в многочисленных сферах. На сегодняшний день наибольшее число нарушений выявлено в сфере обращения с отходами производства и потребления, охраны вод и атмосферного воздуха, лесопользования, земельных прав граждан. Основными направлениями повышения эффективности осуществляемого надзора видится в : а) совершенствовании порядка внесения актов прокурорского надзора, активном применении всех средств и актов реагирования; повышении остроты прокурорского реагирования; модернизации структуры и повышении качества актов прокурорского реагирования; как следствие усиление контроля со стороны прокуроров за исполнением требований, находящихся в актах реагирования; б) проведении комплексного и многоуровневого анализа практики реагирования, мониторинга законодательства и правоприменительной практики, выражающиеся в выполнении аналитической работы по изучению действующего законодательства и принимаемых на его основе нормативно-правовых актов, сопоставлении их правовых положений с уже принятыми актами и в принятии соответствующих мер в случае выявления противоречий; в) активном участии в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, используя специализированное средство (акт) прокурорского реагирования как «требование »; в системе, направленной не только на противодействие коррупции как постфактум, но и на устранение порождающих ее причин; г) развитии применяемых в органах прокуратуры форм обучения, включая индивидуальную учебу, проведение зональных тематических семинаров, повышение квалификации в вышестоящих прокуратурах, обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации; д) расширении сети природоохранных прокуратур, специализированных органов, отличающихся большей компетентностью в осуществлении прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды за счет целенаправленной специализации кадровых работников, большей эффективностью взаимодействия с контролирующими органами в решение экологической безопасности населения.

Государство и право. Юридические науки
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36855f1be77c40d59152
UUID: f4deebb8-f681-4b56-9daa-14d0f1468fd1
Язык: Русский
Опубликовано: около 7 лет назад
Просмотры: 2841

Демирчиева Ника Валерьевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 749828 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет