Развитие электронной демократии в регионах Приволжского федерального округа

В данной работе проанализировано функционирование электронной демократии в части субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации. Основаниями для сравнения данных кейсов являются следующие факты: все субъекты обладают высокой долей городского населения, в субъектах преобладает работоспособное население, субъекты обладают высокими экономическими показателями, все субъекты относятся к единому округу. Более подробно данные основания расписаны в третьей главе выпускной квалификационной работы. Объектом исследования является региональная электронная демократия, предметом – особенности функционирования основных механизмов электронной демократии на региональном уровне на примере субъектов РФ, а именно в субъектах Приволжского федерального округа. Целью работы является определение специфики функционирования региональной электронной демократии на примере её реализации в субъектах РФ, в ПФО, для выявления перспектив её развития. В связи с этим, в работе решаются задачи: 1) Рассмотрены различные подходы к понятию электронная демократия. 2) Выявлены структурные элементы электронной демократии. 3) Проанализировано региональное законодательство, касающееся развития электронной демократии. 4) Определён уровень развития механизмов электронной демократии на региональном уровне, в субъектах РФ и перспективы их дальнейшего функционирования. В рамках данной работы, были проанализированы теории электронной демократии, представленные трудами Дрожжинова В. И., Волкова Л. М., Крашенинникова Ф. Г., Вершинина М. С., Харченко И. З., Нисневич Ю. А., исходя из которых, электронная демократия была определена как механизм, позволяющий гражданам получать актуальную информацию о деятельности органов власти и влиять на них, а также привлекающий новых акторов в политический процесс. Также, в рамках данного исследования были выделены основные элементы электронной демократии, а именно: электронное правительство, открытое правительство, открытое законодательство. Проведено исследование нормативно-правовой базы регионов и её соотношения с законодательными актами федерального уровня. Исходя из этих элементов были определены параметры сравнения на основе которых было проведено бинарное кросс-региональное исследование электронной демократии в субъектах Приволжского федерального округа. В ходе сравнительного анализа каждый субъект получил свою оценку уровня электронной демократии. Кроме того, был проведён анализ услуг, которые можно получить через сайты органов государственной власти, на основании чего были выставлены дополнительные баллы. Максимальный балл был получен тремя субъектами: республикой Татарстан, республикой Удмуртия и Пермским краем. Неплохие показатели в вопросе электронной демократии также имеют Кировская область и Оренбургская область и, в то время, как наихудший результат продемонстрировала Саратовская область. Средний уровень внедрённости механизмов электронной демократии в ПФО получился равным 1,964 из 3. У большинства Интернет-ресурсов не было проблем с контекстуальным наполнением: на большинстве сайтов, за очень редким исключением, присутствовала необходимая нормативно-правовая база и информация о деятельности органа власти. Вместе с тем, прослеживается явная тенденция игнорирования механизма обратной связи: на большинстве сайтов возможность подачи обращения является чистой формальностью, поскольку не представлены какие-либо результаты работы сервиса или же данная услуга отсутствует в принципе. Это, в свою очередь, является основным критерием, из-за которого механизмы электронной демократии работают достаточно неэффективно. Кроме того, список услуг, которые граждане РФ и жители субъектов ПФО, могут получить через сайты органов власти достаточно скуден. Только два субъекта имеют сайт, который предоставляет возможность получения большей части государственных услуг в режиме online. Часть субъектов либо ограничиваются ссылками на сайты федеральных органов, либо услуги, которые возможно получить через их сайты органов власти, находятся в достаточно узком спектре. Однако большинство субъектов просто предоставляют информацию о том, как получить ту или иную услугу, но не дают возможности как-то повлиять на этот процесс с помощью интернета. Исходя из этого, был сделан вывод о том, что для повышения эффективности работы электронной демократии, органам власти всех субъектов следует работать над улучшением механизма обратной связи, а именно, делать его более прозрачным и эффективным. Эта мера повысят уровень доверия граждан к электронной демократии, что благоприятно скажется на её перспективах в ПФО. Также, следует переходить от сугубо информативного наполнения сайтов и наполнять их функциями, которые реально помогали бы гражданам в вопросе получения тех или иных государственных услуг по примеру сайтов Татарстана и Удмуртии. Кроме того, ряду субъектов, получивших низкую оценку следует перерабатывать структуру сайта, упрощать доступ к информации и повышать открытость сайта.

Политологические науки
Дипломы

ID: 59cda81a5f1be76b8f7ea18c
UUID: 36f472f0-86e7-0135-c278-525400003e20
Язык: Русский
Опубликовано: 19 дней назад
Просмотры: 24

Руслан Шафигуллин

Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 649,4 КБ


Поделиться работой
Current View

- у работы пока нет рецензий -
Для лиц старше 18 лет