Социальный портрет мусульманской женщины в современной западно-европейской прессе

Аннотация магистерской диссертации Скорых Натальи Владимировны «Социальный портрет мусульманской женщины в современной западно-европейской прессе » Н. рук. – Байчик Анна Витальевна, канд. полит. наук, ст. преподаватель Направление подготовки – Журналистика Профиль – Международная журналистика Ключевые понятия: Ислам, Шариат, Коран, Мусульманка, Хиджаб, Стереотип, «Параллельные сообщества», Глобализация Актуальность: В последнее время в мире появилась тенденция возрастающего роста интереса к исламу не только как к религии, но и как к общественно-политическому феномену. Это обуславливается, прежде всего, тем, что глобализационное развитие привело к многосторонности этноконфессионального вопроса и к формированию "мультиконфессиональных обществ" в большинстве стран. Распространение в Европе такого религиозного феномена, как Ислам, позволило европейцам вплотную столкнуться с абсолютно другой культурой, другими обычаями, традициями и устоями. Полноценное участие женщин в социальной, экономической, политической и культурной жизни государства- итог борьбы за равные права и возможности феминистских движений на Западе за долгий период времени, которые в свою очередь и на сегодняшний день не всегда соблюдаются. Мусульманские женщины находятся совершенно в ином положении, нежели европейские женщины, ставя в приоритет исламское религиозное мировоззрение. Но это вовсе не обозначает, что у мусульманок нет прав. Они могут участвовать во всех социальных, экономических и политических сферах. Известно множество феминистских исламских течений и мусульманок-активисток, которые борются за равные права и возможности мужчин и женщин. Но об этом мы можем судить лишь в конкретно известных нам случаях. В остальном же мусульманки ставят в приоритет семью и религию, покорно слушаясь мужа или отца. Особая роль в обсуждении гендерных проблем отводится исламской женщине. Восточная женщина остается непонятной для западных людей. Когда речь заходит о мусульманках, у европейцев возникает в воображении образ закутанной и угнетенной женщины, полностью зависящей от своего мужа. Создается впечатление, что такую женщину нужно срочно освобождать из-под гнета мужа-тирана. В СМИ довольно часто встречаются материалы, касающиеся проблемы эмансипации мусульманской женщины. Но, возможно, многим мусульманкам нравится их социальное и правовое положение, и вовсе не стоит вмешиваться в чужие традиции и нормы. Другой вопрос, когда мусульманская женщина недовольна истинным положением дел, касающихся ее прав. Именно поэтому этот вопрос остается на сегодняшний день таким щепетильным и неоднозначным. Для светских государств очень сложно принять позицию нейтралитета. Ведь, если ущемляются права граждан, независимо от их вероисповедания, правительство должно принимать меры. СМИ- основной источник, который информирует западных людей о культуре исламского мира. Зачастую, от них и зависит бесконфликтное сосуществование мусульман и коренного населения на Западе. Это не единственный фактор, но очень значимый. В прессе часто освещается стереотипный образ мусульманки, что ставит барьеры в культурном диалоге. Мусульманок показывают как некий образ, забывая о личностных качествах и индивидуализме. Именно поэтому этот вопрос актуален как никогда. Анализ западноевропейской прессы позволит выявить тенденцию в формировании общественного мнения относительно образа мусульманской женщины. Объект- западноевропейская пресса. Предмет- особенности отражения социального портрета мусульманской женщины в прессе. Цель- проанализировать социальный портрет мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе Задачи: • Проанализировать социальное положение мусульманки в современной Европе; • Выявить проблему самоидентификации и интеграции мусульманских женщин в Европе; • Рассмотреть «Параллельные сообщества» как фактор дезинтеграции мусульман в Европе; • Ознакомиться с тендерной идентичностью европейских мусульманок в условиях глобализации • Изучить социально- психологические аспекты жизни мусульманок в немусульманской стране; • Проанализировать информационный образ женщины-мусульманки в европейских СМИ; • Исследовать хиджаб как символ информационных споров о секуляризме, индивидуализме, расизме и сексуальности; • Разобрать СМИ как катализатор появления восточной фэшн-концепции в западной индустрии моды • Распознать репрезентацию исламского терроризма как фактора информационно-психологического воздействия Теоретическая база исследования включает в себя работы по истории изучения гендерного вопроса, теории коммуникации, истории журналистики, психоанализа, социологии, социальной психологии и политической пропаганды. Основную роль в формировании исходной теоретической концепции сыграли исследования таких ученых как: Айвазова С.А., Арбатова М., Бабаева Л.В., Ильина Е.П., Силласте Г.Г. и др. Практическому применению и влиянию социума на статус мусульманской женщины посвящены работы следующих авторов: Шарипова Г., Раджабов Дж., Тёмкина А., Кифах ал-Хаддад, Ищенко М. В. Эмпирическую базу магистерской диссертации составляют публикации газет разных европейских изданий, которые неоднократно затрагивают в новостях тематику вопроса мусульманской женщины: «The Guardian», «Diario de Noticias», «The Daily Telegraph», «The Independent», «Le Figaro», «The Times», «Evening Standard». Хронологические рамки исследования охватывают выборочные периоды времени с 2012 по 2016 гг. Методологическая база исследования основана на системном подходе к роли социального образа мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе. В рамках системного подхода был использован структурно-функциональный метод, метод сравнительного анализа, контент-анализ, опрос, мониторинг. Проблемно-понятийный анализ предмета проводился в конкретно заданном контексте. В исследовании также применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, описание и объяснение. Эти методы выступают в качестве конкретных познавательных средств, необходимых для реализации подходов и принципов, лежащих в основе ведущего метода. Применение метода системного анализа, являющегося наиболее комплексным из общенаучных, обусловлено использованием логического метода. Основное положение, выносимое на защиту: В современной западноевропейской прессе прослеживается негативная и стереотипная тенденция отражения образа мусульманской женщины. Структура магистерской диссертации обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f881e7966e12684eea036
UUID: de6d45d0-84bd-461f-af40-9ed438fefb2d
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 209

Скорых Наталья

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2,6 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет