Млечный Путь скрывал галактику-«невидимку»

Космические исследования
2 дек. 13:00

5c0412d47966e104fcdc0606

Новая галактика оказалась самой тусклой из всех, которые нам известны.

В окрестностях Млечного Пути до недавнего времени оставались зоны, которые невозможно было рассмотреть из-за яркого диска галактики. Некоторые астрономы полагали, что за диском находятся еще несколько неизвестных пока галактик-спутников.

Открыть первую такую галактику помогли свежие данные с европейского космического телескопа Gaia. В информации с телескопа есть сведения о координатах 1,3 миллиарда звезд и, что ценнее для астрономов, о скорости нескольких миллионов из них. Габриэль Торреальба (Gabriel Torrealba) из Академии Синика (Тайвань) и его коллеги из университетов США, Великобритании, Австралии и Германии смогли отделить свечение карликовой галактики от света, исходящего от звезд и газа в диске Млечного Пути. Найденная галактика находится в созвездии Насос на расстоянии около 424 тысяч световых лет от нас. Исследователи присвоили ей название Antlia 2.

Специалистов, впрочем, удивило не столько обнаружение карликовой галактики, сколько ее необычные свойства. Галактика даёт весьма скудный свет, и, если расчеты специалистов верны, Antlia 2 – это самая тусклая из всех известных галактик. Другие галактики подобных размеров обычно ярче в несколько тысяч раз.

В принципе тусклые галактики уже давно не новость. С 1984 года астрономы открыли несколько сверхрассеянных галактик, которые излучают примерно в сто раз меньше света, чем их собратья такого же размера. Некоторые специалисты считают, что в таких галактиках слишком мало газа для появления новых звезд. Как газ исчезает из сверхрассеянных галактик, пока до конца не ясно. Однако и сверхрассеянные галактики показались бы яркими рядом с Antlia 2, поясняют авторы в публикации на arXiv.org. Исследователи рассчитывают, что в базе данных с космического телескопа при детальном изучении можно найти свидетельства существования и других галактик-спутников.

В течение трех лет нас ожидает новая порция информации с телескопа Gaia о яркости и движении звезд. Возможно, с его помощью астрономы смогут в точности определить, откуда к нам прилетел загадочный астероид Оумуамуа, для которого пока только есть несколько звезд-кандидатов.

Автор: Сергей Сурженко