МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М. В. Ломоносова
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра новых медиа и теории коммуникаций
Реферат на тему:
«Твиттер-элита России: кто такие топовые блогеры
и какие стратегии сделали их таковыми?»
работа
студентки 5 курса 512 группы
Логиновой Яны
Преподаватель:
к.ф.н. И.И. Засурский
Москва 2014
2
Оглавление
Введение...........................................................................................................3
Твиттер-элита России – кто это?....................................................................5
Стратегии продвижения твиттер-пользователей..........................................8
Заключение.....................................................................................................13
Список использованной литературы...........................................................14
3
Введение
За последнее десятилетие интернет-технологии совершили огромный
скачок, породив такое явление как социальные сети. Уже каждый школьник
знает, что помощью социальных сетей сейчас можно не только поддерживать
связи
со
знакомыми
из
других
стран
и
городов
или
найти
единомышленников, но даже выводить людей на улицы, порождая массовые
протесты, или выиграть избирательную кампанию (самый яркий пример –
Барак, Обама, во многом обязанный своей победе мощному продвижению в
интернете – в частности, созданию для своих сторонников отдельной
социальной сети1).
В гиперинформационном мире креативность участников бизнеспроцессов, степень их активности в социальных сообществах, становятся
залогом
конкурентоспособности
компаний.
Поведение
политиков, бизнеса, медийных персон или обычных
в
соцсетях
–
пользователей –
становится инструментом брендинга. Степень влияния участника сообщества
на аудиторию при этом возрастает в разы, поскольку предполагает большую,
нежели, скажем, при написании традиционного журналистского текста,
интерактивность; а также наличие сразу нескольких «ролей», отличающихся
по методам взаимодействия с аудиторией.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение
социальных и журналистских ролей, применяемых в социальной сети Twitter
топовыми блогерами российского сегмента. Базовым материалом, на которых
будет основываться исследование, станут наработки И.В. Стечкина,
вошедшие в диссертацию «Эволюция социально-функциональных ролей
журналиста в интернете», эмпирическую же часть исследования составят
твиты блогеров социальной сети Twitter.
1 Обама покорил Интернет // Взгляд, деловая газета. – URL:
http://vz.ru/politics/2008/6/16/177899.html
4
Твиттер-элита России – кто это?
Как и в классических СМИ, в социальных сетях формируются свои
лидеры – топ-блогеры, мнение которых наиболее важно для аудитории. Они –
узловые точки социальных сетей, основной источник информации для сотен
и тысяч других пользователей социальных сетей 2. Прежде чем рассматривать
механизмы влияния на аудиторию и средства продвижения топ-блогеров
твиттера, необходимо выяснить, кого мы подразумеваем под данным
названием.
Традиционно можно считать «твиттер-элитой» тех блогеров, число
подписчиков которых является наиболее большим. Так, подборки рейтингов,
собранные утилитой twitter counter3, рисуют нам следующую картину:
2 «Твит – не воробей, вылетит – заскриншотят» или правила безопасного поведения в социальных
сетях // Коммуникационное агентство Fresh Russian Communications. – URL: http://www.frcpr.com/ru/articles/tvit-ne-vorobej-vyletit-zaskrinshotyat-ili-pravila-bezopasnogo-povedeniya-v-socialnyhsetyah/
3 http://twittercounter.com/pages/100?time_zone=Moscow
5
Как мы видим, подборка исключительно по числу фолловеров
является не вполне релевантной исследованию, поскольку не все из твиттераккаунтов являются медийными персонажами: среди самых топовых
аккаунтов
промелькивают
аккаунты
СМИ.
Однако
если
откинуть
неподходящие нам аккаунты, практически весь рейтинг будет состоять из
звезд шоу-бизнеса (Дима Билан, Иван Ургант, Павел Воля, Сергей Лазарев и
т.д), что нам представляется не вполне правильным: как показали наблюдения
за протестами декабря 2011 года, наиболее активным сегментом твиттера
является «политический» и «медийный» разделы блогеров (события на
Украине и в Росси в этом году также подтверждают это предположение)
Доказывается это частотой упоминания в Яндекс.блогах: так, например, на
середину 2012 года пятью топ-блогерами по частоте упоминания являлись 4
Ксения Собчак, Алексей Навальный, Ксения Бородина, Алена Водонаева,
Дмитрий Медведев, что уже (на некоторую долю) ближе к истине.
4 ТОП 5 самых популярных микроблогов Твиттера в рунете // netbu.ru. – URL:
http://netbu.ru/socialnye-seti/twitter/top-5-samyh-populyarnyh-mikroblokov-twittera-v-runete.html
6
Однако и данный метод не является однозначно верным. Поэтому в
данной работе мы приняли решение определять «элиту», основываясь на
собственном
опыте
пребывания
в
данной
социальной
сети,
эмпирическим путем. Также при составлении списка, помимо
т.е.
1)
количества числа фолловеров, учитывалась еще и способность определять
2) дискурс российского сегмента соцсети. Именно для этого мы и будем
пользоваться наработками о социально-функциональных ролях журналиста.
(Принятый не так давно закон о приравнивании блогеров к СМИ 5 только
упростит понятийный аппарат данного исследования). Разумеется, совсем
обходить
топовых
блогеров
из
лица
звезд
шоу-бизнеса
было
бы
неправильным, поэтому в качестве образца данного сегмента твитер-элиты
мы возьмем твиттеры Павла Воли и Ивана Урганта.
Итого,
получившийся
список,
послуживший
исследования, выглядит так:
1.
Pavel Volya @RealVolya (2,156,075)
2.
Ivan Urgant @urgantcom (2,596,043)
3.
Тина Канделаки @tina_kandelaki (1,640,424)
4.
Ксения Собчак @xenia_sobchak (1,012,954)
5.
Пeрзидент Роисси @KermlinRussia (1,062,326)
6.
Alexey Navalny @navalny (839,160)
7.
Vladimir Soloviev @VRSoloviev (755,025)
8.
Dmitry Rogozin (406,684)
9.
Alexey Venediktov @aavst (377, 034)
5 Блогеров приравняли к прессе // Газета.ру. – URL:
http://www.gazeta.ru/business/2014/04/18/5998185.shtml
объектом
для
7
10.
Ilya Varlamov @varlamov (204,473)
11.
Никита Белых @NikitaBelyh (200,601)
12.
Рустем Адагамов @adagamov (185,778)
13.
Plushev @plushev (153,636)
14.
Рыков @rykov (134,895)
15.
Kashin @KSHN (115, 531)
8
Стратегии продвижения твиттер-пользователей
Стратегии продвижения в твиттере можно условно разделить на две
категории: 1) те, которые обеспечиваются в основном засчет самого
инструментала твиттера (высокая частота твитов, репосты, использование
ключевых слов или хештегов), 2) те, которые подразумевают интерактивность
и разнообразное взаимодействие с аудиторией.
Остановимся
подробнее
на
второй
категории.
Под
ней
подразумевается спектр социально-функциональных ролей 6, используемых
блогером/журналистом в Интернете. Подходящими под формат соцсетей
являются (помимо используемых «по умолчанию» ролей автора, интернетпользователя и организатора):
– фасилитатор: упрощает материал для понимания читателями
– агент влияния: занимается лоббированием некой точки зрения
– медиатор: посредник между точками зрения
– модератор: организатор творческого процесса
– insitor: в процессе наполнения сайта контентом выполняет copy-paste
необходимых ссылок;
– маркетолог/социолог
– диспечер: обеспечивает «вхождение» в поток информации посредством
выборки (подкасты и т.д)
Что же касается исследуемых блогеров, то начать хотелось бы с
первой группы пользователей, обеспечивших себе популярность посредством
упора на инструментарий твиттера (Павел Воля, Иван Ургант, Тина
Канделаки). Твиты их аккаунтов содержат в себе все составляющие: активное
6 Стечкин И.В. Роли журналиста в Интернете // Slideshare.com. – URL:
http://www.slideshare.net/stechkin
9
использование хештегов, репосты с помощью repostapp (его отличие от
обычного ретвита в том, что приложение оставляет автором твита
репостнувшего, повышая тем самым количество написанного собственно
собой); большую часть занимают внешние ссылки на youtube и instagram
(думаю, автоматический дубляж информации из приложений типа instagram
выполняет также роль insitor’а из второй категории ролей).
Что касается твиттера Ксении Собчак, то такое же «расшаривание»
постов инстаграма сочетается с другими элементами, как, например, ретвиты
постов с упоминанием (не mentions) себя, а также частые репосты новостных
твиттером с собственными комментариями. Например, такой твит выполняет
роль агента влияния (поскольку видна позиция Ксении по этому поводу) и
insitor’ а (есть внешняя ссылка) одновременно:
Твитов с ролью агента влияния достаточно много (Ксения
комментирует выступление Путина):
Аналогично Ксении ведет себя в твиттере Дмитрий Рогозин:
10
Отдельно стоит рассказать о твиттере Перзидента Роиссии, поскольку
он единственный известный топ-блогер, являющийся, по сути, виртуалом, и
завоевавший популярность исключительно собственной стратегии (поскольку
практически у всех блогеров был некий «базис» в виде известности,
начавшейся задолго до социальных сетей, наши исследования нельзя считать
однозначно верными).
Так, практически все твиты и ретвиты данного юзера выполняют роль
фасилитатора, то есть предельно упрощают новостные поводы (плюс
подают их в саркастичном ключе, что изначально являлось уникальным
стилем данного юзера, вскоре подхваченным половиной юзеров твиттера):
11
Аналогичную функцию, плюс роль агента влияния (Алексей всегда
был известен в первую очередь своей политической позицией) выполняют
твиты Навального.
12
А вот, например, твиты Венедиктова – пример роли insitor’а (копируется
заголовок новости без всяких оценок) и модератора (поскольку ведут на его
сайт, то есть предоставляют площадку для дискуссий):
Твиты известного губернатора Никиты Белых – интересный пример
давления на все «болевые точки» сразу: часты твиты с фотографиями родного
края, сопровождающиеся большим количеством хештегов; далее следует
ссылка или ретвит новостного повода – встречу или заседание с его участием
– а после владелец твиттера берет на себя роль фасилитатора, в 140
символах объясняющего, в чем была суть данного заседания.
Удивительно, но среди пользователей твиттера редки роли модератора
и социолога (если не считать периодически появляющихся бытовых вопросов
к аудитории у Ильи Варламова и Максима Каца). Образцовым в этом плане
можно считать скандальный твит Плющева, касающийся несчастного случая
13
с сыном Сергея Иванова. Общественный резонанс был столь велик, что
журналист чуть не лишился рабочего места, однако с точки зрения
продвижения и привлечения внимания – подобная роль модератора и
социолога, бесспорно, сыграна хорошо:
14
Заключение
В данной работе мы кратко охарактеризовали стратегию продвижения
топовых блогеров в социальной сети Twitter, пользуясь характеристиками
юзеров
как
интернет-журналистов
с
той
или
иной
социально-
функциональной ролью.
Невозможно однозначно сказать, какая из рассмотренных стратегий
лучше или хуже, поскольку тот или иной стиль постинга в соцсетях не всегда
является имиджеобразующей составляющей того или иного юзера, а чаще
всего является следствием разных факторов (наличие или отсутствие
свободного времени, выход в интернет с ПК или портативного устройства,
помощь в ведении твиттера специалистами). Однако стратегия успеха в
социальных сетях – это не только сочетание разнообразных способов подачи
контента и привлечения к нему, а прежде всего – интерактивность, общение с
реальными людьми или коллегами по цеху (именно такую стратегию, не
вписывающуюся в теоретические рамки нашего исследования, например,
выбрал Михаил Ходорковский (@mich261213), не рассмотренный в основной
части нашего исследования).
Стоит отметить характерные особенности тех или иных групп
блогеров:
так,
функциональное
назначение
хэштегов
сохраняется
преимущественно у блогеров шоу-бизнеса, в то время как блогеры,
заведующие политическим дискурсом русскоязычного сегмента твиттера,
предпочитают ими не пользоваться в пользу других инструментов
продвижения.
15
Список использованной литературы
1.
«Твит – не воробей, вылетит – заскриншотят» или правила
безопасного поведения в социальных сетях // Коммуникационное
агентство Fresh Russian Communications. – URL: http://www.frcpr.com/ru/articles/tvit-ne-vorobej-vyletit-zaskrinshotyat-ili-pravilabezopasnogo-povedeniya-v-socialnyh-setyah/
2.
3.
http://twittercounter.com/pages/100?time_zone=Moscow
Блогеров приравняли к прессе // Газета.ру. – URL:
http://www.gazeta.ru/business/2014/04/18/5998185.shtml
4.
Обама покорил Интернет // Взгляд, деловая газета. – URL:
http://vz.ru/politics/2008/6/16/177899.html
5.
Стечкин И.В. Роли журналиста в Интернете // Slideshare.com. –
URL: http://www.slideshare.net/stechkin
6.
ТОП 5 самых популярных микроблогов Твиттера в рунете //
netbu.ru. – URL: http://netbu.ru/socialnye-seti/twitter/top-5-samyhpopulyarnyh-mikroblokov-twittera-v-runete.html
7.
https://twitter.com
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв