
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИМ.М.В.ЛОМОНОСОВА 

 
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ 

 
 
«История газеты "Известия" с 
1991 года» 
 
 
 

Выполнил 
                                                          Студент 501 группы д/о 

Глинкин Алексей 
Преподаватель: Засурский И.И. 

 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2014 
 



Введение 

"Известия" - одно  из старейших периодических изданий России. История 

газеты насчитывает уже более 97 лет - всего через каких-то три года 

"Известия" отметит свой 100-летний юбилей. Первый выпуск ежедневного 

издания увидел свет еще в 1917 году. Тогда, 13 марта, газета называлась 

«Извѣстія Петроградскаго совѣта рабочихъ депутатовъ». Впрочем, нынешние 

"Известия" сменили не одно название. За неполный век изданию поменяли 

имя больше десяти раз. Так, в октябре 1917 название газеты даже запомнить 

было сложно: «Извѣстія Всероссійскаго Центральнаго Исполнительнаго 

Комитета Совѣтов Крестьянских, Рабочих, Солдатских и Казачьих Депутатов и 

Петроградскаго Совѣта Рабочих и Красноармейских Депутатов». К 38-ому 

году прошлого века издание получило более лаконичную подпись «Известия 

Советов депутатов трудящихся СССР», а свое нынешнее название газете 

присвоили только в августе 1991 года - именно тогда "Известия" получили 

независимость: до распада Советского союза издание являлось 

официальным органом Верховного Совета СССР. 

Кстати, главные редактора газеты менялись еще чаще, чем названия: за всё 

время существования "Известий" на посту главреда сидели более 20 человек. 

Помимо основной газеты, в разное время подписчики получали различные 

дополнения. С 1960 года на протяжении 40 лет издатели выпускали 

еженедельное воскресное приложение "Неделя". Кроме того, с 1992 по 2011 

год подписчикам приходили «Финансовые известия» - еще одно деловое 

приложение к газете. 

 

 

 



Основная часть 

Первое, что сделало руководство "Известий" после получения независимого 

статуса - вышло из прежнего издательства на Пушкинской (сейчас оно 

называется "Известия" Управления делами президента РФ). Поэтому 

редакции пришлось переехать. Правда, недалеко - всего лишь в соседний 

дом.  

Уже через год после переезда газету решили приватизировать, в результате 

чего появилось новое Открытое акционерное общество под названием 

"Редакция газеты "Известия". Сначала главным акционером стал "Лукойл".  

В апреле 1997 года в "Известиях" появилась перепечатка статьи из 

французской "Монд". Это была очень неприятная публикация для 

тогдашнего премьер-министра Виктора Степановича Черномырдина. 

Журналисты "Монд" посчитали его состояние и обнаружили, что глава 

российского правительства накопил сбережений на пять миллиардов 

долларов США. Черномырдин, в свою очередь, отнекивался, но всё равно 

пожаловался на коллектив издания "Лукойлу". Тогда глава нефтяной 

компании публично пожурил журналистов за публикацию непроверенной 

информации. Естественно, такие претензии не понравились редакции 

"Известий", и журналисты стали постоянно публиковать разоблачительные 

статьи о Черномырдине, "Лукойле", а также всех прочих, кто оказался рядом. 

В ответ нефтяная компания начала скупать акции газеты. 

Тогда журналисты обратились за помощью к принадлежащему Потанину 

"ОНЭКСИМбанку", чтобы полностью блокировать попытки "Лукойла" 

получить контроль над изданием.  



А еще позднее владельцем станет российский "Газпром". Но и это ненадолго 

- уже в 2008 году газету выкупил один из директоров банка России Юрий 

Ковальчук, который позже основал "Национальную Медиа Группу". 

Однако постоянные смены владельцев и главредов довольно сильно 

ухудшили состояние издания. К нулевым "Известия" почти утратили свое 

было могущество и влияние, и, как следствие, сразу же начал падать тираж и 

охват аудитории. К тому же этому отчасти поспособствовало и весьма 

тяжелое финансовое положение "Известий".  

Так, всего за 5 лет аудитория одного номера упала почти на 30%: с 503 тысяч 

человек до 369 тысяч.  

По-видимому, руководство газеты винило во всем несовременность 

издания. Это означало, что газете требовались глобальные изменения, как в 

кадровом составе редакции, так и в контенте. Поэтому в 2003 году на 

должность главреда поставили Рафа Шакирова. К несчастью для всего 

издания, новый главный редактор начал свою суровую работу с увольнений. 

Под раздачу попали буквально все, кого видел Шакиров: дизайнеры, 

технический персонал, ну и конечно же журналисты. А на их места сразу же 

были назначены "свои" люди. Естественно, такие глобальные перемены не 

были восторженно приняты работниками "Известий". Оставшиеся 

журналисты добровольно увольнялись из газеты и требовали немедленной 

отставки тирана. В результате Шакирову действительно пришлось покинуть 

издание. Это произошло в 2004 году. Как рассказал сам экс-главред, 

причиной его увольнения стали российские власти, недовольные 

"критической тональностью материалов издания".  

Очередной поиск нужного газетного формата попробовал найти следующий 

главный редактор Владимир Бородин. Однако его поиски тоже не 



увенчались успехом: "Известия" стали еще сильнее отдавать "желтизной". Ни 

к чему хорошему такие изменения опять же не привели. 

Вместе Бородина за дело главреда взялся Владимир Мамонтов - лояльный к 

российской власти человек, перешедший в "Известия" из "Комсомольской 

правды". Там он занимал должность шеф-редактора. Именно благодаря 

Мамонтову газета окончательно стала провластной: в 2006 он позвал на 

должность своего заместителя руководитель Информационного управления 

ЦИК партии «Единой России» Илью Киселева. Таким образом, газета 

практически вернулась к своим партийным корням, только теперь еще и 

заметно "пожелтела". В 2009 ситуацию попробовал изменить новый главный 

редактор Виталий Абрамов, который перешел в "Известия" из "Российской 

газеты". Но и ему не удалось исправить ошибки предыдущих сотрудников. 

 В итоге нулевые закончились, а газета до тех пор находилась в довольно 

плачевном состоянии. Поднять издание с колен взялся гендиректор холдинга 

"Ньюс Медиа-рус", а также основатель небезызвестного таблоида "Жизнь" 

Арам Габрелянов. В 2011 году он становится еще и председателем совета 

директоров "Известий".  

С приходом к власти нового сурового начальника в газете опять настает пора 

перемен. Во-первых, в очередной раз меняется главный редактор. Теперь 

этот пост занял  Александр Малютин, который до этого являлся 

заместителем главреда русского Forbes. А во-вторых, Габрелянов решил 

переместить редакцию "Известий" в здание своего холдинга, возле метро 

Савеловская. На это не могли решиться прежние владельцы, хотя такой 

переезд стал достаточно выгодным в финансовом плане для издания. К тому 

же, старый офис совершенно не отвечал требованиям современной газеты.  

К слову, большинство работников крайне негативно отнеслись к новому 

куратору "Известий". Естественно, они не поддержали инициативы 



Габрелянова. Недовольный трудовой коллектив даже написал обращение: 

«7 июня 2011 года в здании на Пушкинской площади завершились 

переговоры работодателя с журналистами „Известий“. Принято решение 

расстаться с коллективом на основании соглашения сторон, которое 

предусматривает выплату зарплаты за отработанный период, компенсации 

за неиспользованные отпуска и выходное пособие в размере двух 

среднемесячных заработков. Основная драма возникшей ситуации, 

разумеется, не сводилась только лишь к сумме компенсации за оставление 

рабочего места. Мы убеждены, что передача „Известий“ в руки издателя 

„желтых“ газет Арама Габрелянова — это символический акт насилия, 

совершаемый над отечественной журналистикой. Какой бы подобострастной 

к властям, какой бы экономически убыточной ни была до этого момента 

газета, никакие ожидаемые владельцем доходы никогда не оправдают того 

прискорбного факта, что журналистика стараниями собственников газет и 

журналов все чаще превращается в сферу обслуживания самых примитивных 

вкусов публики, отучая ее от необходимости невыгодного и не всегда 

комфортного интеллектуального труда». 

В итоге в штате "Известий" остались работать лишь 40% журналистов и 

верстальщиков, которые согласились переехать под одну крышу с газетой 

"Жизнь", "Твой день" и порталом LifeNews. 

С появлением в "Известиях" Габрелянова, прославившегося благодаря одной 

из самых "желтых" газет в России, люди всерьез забеспокоились. Ведь, по 

логике, газета вполне могла бы скатиться в "желтизну" окончательно. А 

переезд редакции в новое место только подогрел такие опасения. Однако 

Малютин своими словами полностью опроверг эти слухи,  заявив, что он 

просто не умеет делать таблоиды. Наоборот, его назначили, чтобы, прежде 



всего, усилить деловой блок газеты. Так, "Известия" стали пытаться держать 

курс на американские The Wall Street Journal и The New York Times. 

В результате была проделана колоссальная работа по возвращению газете 

прежнего облика делового издания. Газета претерпела очередное 

переформатирование: число деловых заметок значительно возросло, форма 

подачи также поменялась. 

В том же году руководство приняло решение обновить сайт "Известий". Из 

обычного архива бумажной газеты портал превратился в подобие интернет-

СМИ. Изменилось буквально всё: дизайн сайта стал современнее и проще, а 

интерфейс и навигация стали гораздо удобнее. Кроме того, разработчики 

сайта реструктуризовали тематические рубрики. Также появился новый 

раздел "Интервью". 

Вместе с сайтом поменялся и привычный формат газеты. Теперь "Известия" 

выходят размером 310?578 мм вместо обычного формата А2. 

Спустя год новым главным редактором газеты назначили Александра 

Потапова. Малютин же покинул свой пост из-за неких разногласий с 

руководством по поводу интеграции издания с другими структурами 

холдинга. Сам он прокомментировал свою отставку так: " Просто мы 

разошлись во взглядах на дальнейшее развитие газеты: он (гендиректор) 

считает, что ее нужно интегрировать в структуры холдинга, с другими 

изданиями, а мне кажется, что этого делать не стоит. Поскольку акционеры 

ему доверили проект, значит, я должен покинуть, вот и все".  

Таким образом, интеграцией занялся уже Потапов. Однако в "Известиях"  он 

просидел меньше года: в 2013 году Потапова назначили главным 

редактором телеканала LifeNews, располагающегося по соседству.  



Самое странное в этой ситуации оказалось то, что на пост главреда 

"Известий" снова назначили Александра Малютина. Но ему опять не 

повезло: уже через четыре месяца главреда снова сняли с занимаемой 

должности. Это произошло из-за текста, посвященного беспорядкам на 

Болотной площади в Москве. Однако Малютин заявил, что выпуск этой 

заметки - вполне обдуманный шаг: «Ну вот это единственное, в чем нас 

можно упрекнуть! Публикуя этот текст, мы понимали, на что рассчитываем: 

чтобы предотвратить события, чтобы они не произошли. Беспорядков тогда 

и не было. В данном случае плохо, что не было подобного же текста перед 

событиями 6 мая на Болотной площади — может, ничего бы не случилось. 

Значит, плохо, что мы так и не предотвратили события 6 мая». 

Тем не менее, Малютин всё равно остался в газете: "Ну, так скажем, не 

увольняюсь, а перехожу на другую должность и остаюсь здесь. Теперь я в 

«Известиях» редакционный директор. Четыре месяца назад я вернулся, 

чтобы сделать газету аналитической, как того хотел издатель, чтобы в ней 

появлялись какие-то расследовательские материалы. Но текучка заедает, 

эпизодически такие материалы делали, но в текучке их не получалось 

поставить на поток. Я остаюсь в руководстве газеты, но и буду отдельно 

здесь создавать службу расследований и аналитики. Также передо мной 

стоит вопрос о том, как идет взаимодействие между изданиями в холдинге, 

например с тем же телевидением LifeNews".  

А снова освободившийся пост главреда опять занял Александр Потапов. Он 

работает в газете до настоящего времени. 

 

 

 



Заключение 

 

Подводя итоги, можно сказать, что "Известия" медленно, но верно вновь 

обретают статус одного из ведущих общественно-политических российских 

изданий. Даже при нынешней тенденции постепенного перехода от 

печатных изданий к интернет-СМИ, аудитория газеты выросла. Так, к 2014 

году средняя аудитория одного номера стала составлять 420 тысяч человек - 

на 50 тысяч больше, чем было в середине нулевых. Тираж газеты составляет 

147 тысяч экземпляров.  

Если же говорить об аудитории в целом, то нужно отметить, что 

подавляющее большинство читателей «Известий» — постоянно работающие 

россияне со стабильным доходом и активной жизненной позицией.  

Конечно же, не стоит и говорить о сравнении с американскими The Wall 

Street Journal и The New York Times. Ведь пока газета слишком далека от этих 

изданий. Чтобы приобрести такое же или хотя бы подобное влияние, 

"Известиям" понадобятся по-настоящему радикальные перемены. 

Хотя газета и практически избавились от налета "желтизны", многие до сих 

пор не могут доверять статьям и новостным заметкам из "Известий". А 

прокремлевское положение издания только усугубляет недоверие 

читателей. 

 

 

 

 



Использованная литература 

1. И.И.Засурский. Масс-медиа второй республики 

2. http://m.lenta.ru/articles/2011/05/02/izvestia/ 

3. http://media.informexpress.ru/izvestiya/ 

4. http://ria.ru/media/20110607/385485776.html 

5. http://www.interfax.ru/russia/344848 

6. http://ura.ru/content/svrd/04-12-2013/news/1052170294.html  

7. http://slon.ru/russia/u_izvestiy_vnov_menyaetsya_glavred_plokho_chto_

my_ne_predotvratili_6_maya_na_bolotnoy-1028591.xhtml  

 

http://m.lenta.ru/articles/2011/05/02/izvestia/
http://media.informexpress.ru/izvestiya/
http://ria.ru/media/20110607/385485776.html
http://www.interfax.ru/russia/344848
http://ura.ru/content/svrd/04-12-2013/news/1052170294.html
http://slon.ru/russia/u_izvestiy_vnov_menyaetsya_glavred_plokho_chto_my_ne_predotvratili_6_maya_na_bolotnoy-1028591.xhtml
http://slon.ru/russia/u_izvestiy_vnov_menyaetsya_glavred_plokho_chto_my_ne_predotvratili_6_maya_na_bolotnoy-1028591.xhtml

