
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
имени М. В. ЛОМОНОСОВА 

__________________________________________________________________  

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ 

Кафедра новых медиа и теории коммуникации 

RT, Al Jazeera, CCTV: повестка дня на "альтернативном" глобальном ТВ 
на примере освещения Украины и Сирии 

Работа 
студентки V курса (гр. 515) 
ИВАНОЧКИНОЙ А.А. 

Руководитель –  
доцент, кандидат филологи-
ческих наук 
ЗАСУРСКИЙ И.И. 



Москва − 2014 

 Краеугольным понятием в изучении медиа и коммуникации долгое 

время оставалось понятие объективности СМИ. Оно остается в центре 

внимания и сейчас, но к 2014-ому году его понимание изменилось. Если 

еще менее десяти лет назад эталоном качественной журналистики была 

объективность журналиста, то сегодня читатель должен сам составить 

свою объективность. Что это значит? 

 Объективность в классическом понимании требовала полной не-

предвзятости при написании журналистом материала и наличия макси-

мального числа различных точек зрения в сюжете. Однако за этим 

утверждением практически всегда следовала оговорка о том, что, хоть 

это и идеал, к которому следует стремиться, на практике его реализация 

зачастую невозможна хотя бы потому, что отразить все точки зрения в 

рамках ограниченного пространства на странице или хронометража не-

возможно. Предполагалось, что максимальное разнообразие мнений 

аудитория может получить из одного СМИ — прочитав целиком одну га-

зету, посмотрев один выпуск программы. 

 Сегодня объективность — это не максимум мнений в одном СМИ, а 

максимум мнений в максимуме СМИ. Уже не подразумевается, что ауди-

тория получает всё из одного источника, познакомившись с ним от нача-

ла до конца. Теперь информационная картина дня человека складыва-



ется из разных точек зрения, представленных в разных СМИ, и градус 

объективности регулирует он сам. 

 Ситуация уже является такой фактически, однако руководства 

крупных СМИ предпочитают утверждать принципом своей деятельности 

объективность в ее классическом понимании — отчасти потому, что это 

привычнее аудитории, а характеристика «объективное СМИ» стала сво-

его рода знаком качества. 

Однако насколько необходима в современных условиях объективность 

такого рода, и может ли быть качественным издание, не обладающее 

ею? 

 Это тот случай, когда теория следует за меняющейся практикой. 

Несмотря на декларируемую объективность, многие каналы давно ото-

шли от нее. Достаточно вспомнить выпуски новостей на российских го-

сударственных каналах, в которых не упоминались марши протеста по-

сле выборов 2011 года. Услышав обвинения в необъективности, каналы 

поменяли тактику: в итоговом выпуске новостей с Сергеем Брилевым 

уделялось внимание как митингам протеста, так и митингам в поддержку 

власти, однако количество уделяемого им времени значительно разни-

лось, не говоря о содержании репортажей. Сравним эту ситуацию ны-

нешней: в сентябре 2013 года ведущий итоговой программы на телека-

нале «Россия-1» Дмитрий Киселев заявил, что аналитические «Вести 

недели» — это авторская программа, он в ней транслирует собственное 

мнение, он отбирает темы и материалы для программы, которые кажутся 

ему наиболее яркими и значимыми. В том же интервью, где сделано это 



заявление, Киселев утверждает: «У нас свободная страна, вы можете 1

выбирать и канал. Мы живем в плюралистичном мире, и за мнения, сла-

ва тебе господи, никого не наказывают». 

 Здесь мы подходим к вопросу о плюрализме источников информа-

ции. С ним связано понятие альтернативных медиа. Чему они являются 

альтернативой? Ноам Хомски определил альтернативные медиа как ме-

диа, не отражающие взглядов государственных структур, а также крупно-

го бизнеса. То, о чем говорил Хомски, в советской и российской культуре 

принято обозначать термином «самиздат» – то есть медиа, альтерна-

тивные господствующим (а в советских реалиях — единственным допу-

стимым). В других странах такими примерами могут служить пиратские 

телеканалы. 

 Сегодня понимание «альтернативности» медиа расширилось: те-

перь к альтернативным относят СМИ, дающие точку зрения, отличную от 

господствующей. Откуда возникает господствующая точка зрения? Одна 

из причин — отсутствие у выразителей всех точек зрения владеть и 

обеспечивать работу собственного средства массовой информации. В 

результате самым крупным игроком оказывается государство, которое 

вкупе с проводимой политикой заполняет весь рынок. Другой причиной 

может быть исторический  и политический аспекты, и именно он важен, 

когда мы говорим об альтернативности на международном уровне. 

 Глобальные телеканалы, наиболее дорогие и сложные в осу-

ществлении работы, сегодня чаще всего выражают позиции, транслиру-

 Интервью Дмитрия Киселева Илье Азару от 25 сентября 2013 года: http://lenta.ru/articles/1

2013/09/25/kiselev 

http://lenta.ru/articles/2013/09/25/kiselev


емые государствами. Исторически первыми глобальными каналами ста-

ли западные. В сложившейся геополитической ситуации мир имеет не-

сколько центров, и крупнейшие из них противостоят наиболее давно 

сложившемуся и, вероятно, наиболее сильному сегодня западному миру. 

К таким центрам относятся арабский мир, Китай (учитывая его бурный 

экономический рост и усложнившиеся в связи с этим отношения с США), 

а также Россия, чья вражда с Западом имеет глубокие корни. По этой 

причине «альтернативными» западным телеканалами стали арабский, 

китайский и российский каналы: Al Jazeera, CCTV (Центральное телеви-

дение Китая), RT (ранее — Russia Today). 

 Все три названных средства массовой информации представляют 

собой группы каналов, вещание на которых идет в том числе на языке 

своей страны. так, в группу «арабской BBC», Al Jazeera, входят информа-

ционный канал на арабском языке, спортивный канал, политический ка-

нал, детский канал, а также канал документальных фильмов. Аналогич-

но, CCTV — телевещатель, объединяющий два десятка каналов. Все три 

группы имеют специальные каналы на разных иностранных языках, в 

первую очередь на английском: Al Jazeera English, CCTV News, RT (между-

народная версия). Именно эти каналы считаются основными альтерна-

тивами ранее распространившимся в сфере глобального ТВ западным 

каналам. 

 В чем заключается «альтернативность» предоставляемых ими 

мнений? Как утверждает главный редактор RT Маргарита Симоньян, в 

эфире российского канала находится место тем точкам зрения и тем 



спикерам, которые не допускаются на американские каналы. В этом, по 

ее словам, одна из причин успеха RT — а канал, надо признать, действи-

тельно успешен. Сегодня, на начало десятого года работы канала, RT 

доступен более 700 млн зрителей по всему миру, а в 2009 году RT стал 2

самым популярным телеканалом из тех, которые смотрели жители Ва-

шингтона в прайм-тайм. Помогают в этом, безусловно, государственное 

финансирование канала (единственное, которое правительство России 3

не сокращает), а также поддержка на государственном уровне: осенью 4

2014 года президент России Владимир Путин и президент Аргентины 

Кристина Киршнер в ходе телемоста запустили вещание RT в Аргентине, 

где RT стал единственным зарубежным эфирным телеканалом. 

 Почему зритель по всему миру обращается к альтернативным ка-

налам всё чаще и чаще? Ответ прост: в поисках разнообразия. Форматы, 

спикеры, ведущие, темы, мнения, отличные от тех, которые чаще всего 

появляются на привычном телевидении, привлекают внимание. Особен-

но это заметно и важно в связи со спорными политическими ситуациями. 

 Конфликты в Сирии и на Украине стали наиболее крупными за по-

следнее время, и эти темы удобны для того, чтобы продемонстрировать 

позицию канала — а вместе с ней и позицию страны. «Арабская весна» 

убедило мир в том, что Запад стремится контролировать эти территории 

политически, экономически, информационно. Однако с наибольшим чис-

 http://lenta.ru/news/2009/11/17/russiatoday/ 2

 http://www.profile.ru/politics/rossiya/item/76791-%C2%ABvoina-kartinok%C2%BB-zapustiv-3

telekanal-russia-today-vladimir-putin-sozdal-svoego-roda-anticnn-d 

 http://russian.rt.com/article/53671 4

http://www.profile.ru/politics/rossiya/item/76791-%25C2%25ABvoina-kartinok%25C2%25BB-zapustiv-telekanal-russia-today-vladimir-putin-sozdal-svoego-roda-anticnn-d
http://russian.rt.com/article/53671
http://lenta.ru/news/2009/11/17/russiatoday/


лом трагедий связана ситуация в Сирии. Позиция России в начале кон-

фликта была понятна: Россия встала на сторону главы государства Ба-

шара Асада, и в течение долгого времени блокировала резолюции ООН, 

связанные с Сирией. Тогда в этом противостоянии на сторону России 

встал Китай. Это очевидным образом отразилось на освещении событий 

телеканалами RT и CCTV. 

 Стоит сразу же оговориться: политика телеканалов формируется 

не корреспондентами. Это уточнение необходимо в связи с тем, что вне 

зависимости от господствующей на канале позиции журналисты делают 

свою работу так, как считают нужным, работают в горячих точках, дела-

ют прямые включения их эпицентров вооруженных конфликтов. Во вре5 -

мя антитеррористической операции США в Афганистане, когда к Al 

Jazeera пришла популярность, канал был поставщиком эксклюзивного ви-

деоматериала  для телекомпаний по всему миру. Поэтому нельзя ска-

зать, что данные каналы не имеют ничего общего с качественной журна-

листикой, несмотря на то, что всё же являются, по выражению госсекре-

таря США Джона Керри, «рупорами пропаганды». А они ими являются 6

— об этом говорит подбор экспертов, мнения спикеров в аналитических 

программах. Как пишет  журналистка Джилл Догерти, тридцать лет ра7 -

ботавшая международным корреспондентом CNN, на Russia Today нет 

России: в эфире RT не встретить ни одного сюжета о внутренних про-

блемах России, зато масса — о проблемах внутри Соединенных Штатов. 

 http://evartist.narod.ru/text5/71.htm#з_05 5

 http://rt.com/news/154760-kerry-attacks-rt-propaganda/ 6

 http://www.huffingtonpost.com/jill-dougherty/russian-tvs-american-face_b_6060622.html 7

http://evartist.narod.ru/text5/71.htm#%25D0%25B7_05
http://rt.com/news/154760-kerry-attacks-rt-propaganda/
http://www.huffingtonpost.com/jill-dougherty/russian-tvs-american-face_b_6060622.html


То, о чем говорит канал, тоже правда, но это именно та часть правды, 

которая необходима, чтобы нарисовать вполне определенную картину. 

 Что касается освещения войны в Сирии, оно вызвало массу кон-

фликтов, в первую очередь связанных с телеканалом Al Jazeera (корре8 -

спонденты которого также погибали в результате военных действий). 

Весной 2012 года журналист Али Хашем уволился с канала, объяснив 

это не только не согласием с позицией Al Jazeera, но  и обвинив канал в 

искажении событий. Al Jazeera делал упор на то, что Башар Асад с ору-

жием в руках подавляет мирные протестные выступления, охватившие 

Сирию вслед за другими арабскими странами. Однако вскоре стало по-

нятно, что эти выступления были не вовсе не мирными — вскоре страна 

погрузилась в настоящую гражданскую войну. По словам уволившегося 9

журналиста, Al Jazeera продолжала утверждать обратное, даже когда 

было известно, что боевики вооружены. Более того, вскоре появилась 

информация, согласно которой телеканал в качестве своих источников 

использовал самих боевиков, а убитые люди, названные жертвами ар-

мии Асада, были на самом деле мирными жителями, убитыми повстан-

цами. 

 Как же ведет себя китайский телеканал? Очевидно что в последнее 

время противостояние Китая и США значительно нарастает; в то же 

время осложняются отношения России с западными странами, и здесь 

Россия снова становится другом Китая. Поэтому и китайское телевиде-

ние занимает позицию, дружественную России. В то же время телеканал 

 http://www.svoboda.org/content/article/26738031.html 8

 http://ria.ru/arab_sy/20120316/596637960.html 9

http://www.svoboda.org/content/article/26738031.html
http://ria.ru/arab_sy/20120316/596637960.html


указывает и на проблемы России (особенно в связи с санкциями): это 

помогает подчеркнуть значение партнерства с Китаем для нашей стра-

ны. Прошли времена, когда мы могли смотреть на соседнее государство 

свысока — теперь скорее Китай позволяет заключать с собой контракты 

(более, однако, выгодные китайской стороне, чем российской). CCTV 10

говорит о том, что сотрудничество с Китаем должно помочь России, чье 

положение осложнилось из-за давления международного сообщества. 

 В связи с освещением конфликта на Украине громкое увольнение 

произошло и на RT: весной 2014 года ведущая новостей Лиз Кол уво11 -

лилась во время выпуска новостей, в прямом эфире объяснив, что де-

лает это из-за несогласия с политикой телеканала, который оправдывает 

действия России на Украине. О чем говорят эти увольнения, сходство 

которых нельзя не заметить? Безусловно, у заявлений бывших журнали-

стов как Al Jazeera, так и RT были определенные основания. 

 Здесь мы возвращаемся к исходному тезису: международное аль-

тернативное телевидение является таковым благодаря освещению со-

бытий. Когда речь идет о ситуации в Сирии, Al Jazeera и демонстрирует 

подтверждение мнения о том, что имеет место быть жестокое подавле-

ние мирных протестов, в то время как RT не только констатирует факт 

наличия оружия у повстанцев, но и прослеживает, откуда оно у них 

(даже с выводом о том, что вооружить боевиков могли Соединенные 

Штаты). Украина в освещении RT — это страна, народ которой долгое 

время страдал от неэффективного управления недальновидных вла-

 http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/258053-kitaiskii-kontrakt-komu-vygodno 10

 http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/03/140306_rt_wahl_anchor_resignation 11

http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/258053-kitaiskii-kontrakt-komu-vygodno
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/03/140306_rt_wahl_anchor_resignation


стей, а жители Крыма в ходе законного референдума сами избрали свое 

будущее (несмотря на то, что в западных СМИ говорят об аннексии Рос-

сией полуострова). Эти позиции не сходны друг с другом; противопо-

ставляются они также и западному телевидению. 

  Таким образом, современное глобальное телевидение — это вой-

на вех против всех, где союзники временные и избираются только в мо-

мент освещения какой-либо конкретной ситуации, зато враг почти всегда 

один и тот же. И геополитическая ситуация сегодня такова, что этим вра-

гом и для RT, и для Al Jazeera, и для CCTV стали США. 



Используемые источники 

1. В. В. Орлова. Глобальные телесети новостей на международном рын-

ке. М.: 2003. 

2. Chomsky Noam Necessary Illusions: Thought Control In Democratic Societies  

3. Эфир CCTV http://tv.cctv.com/live_t/ 

4. Эфир Al Jazeera http://www.aljazeera.com/watch_now/  

5. Эфир RT http://rt.com/on-air/  

http://tv.cctv.com/live_t/
http://www.aljazeera.com/watch_now/
http://rt.com/on-air/

