Быстрое чтение: почему нам неловко смотреть, как другие делают селфи

0   50   0

Психология
11 июня 12:30


575bda475f1be7670cace040

«Каждый человек, — писал Жан-Поль Сартр в «Тошноте», — всегда рассказчик историй, он живет в окружении историй». Теперь можно считать, что какой-то встречи в реальности не было или вы на самом деле не ели этот красивый десерт, если фотографии этих моментов не появились в соцсетях. T&P перевели мнение испанского писателя и режиссера Эммануэля Ордоньеса Ангуло, которое было опубликовано на сайте Aeon, о селфи, потребности в самопрезентации и сужении личного пространства.

Я ужинал со своими соседями, как вдруг моя подруга Морган начала все фотографировать. Затем она отсела и начала делать нечто крайне странное: наклонила голову набок, скосила глаза и направила камеру на себя. Щелк. Когда я вижу, как люди делают селфи, у меня возникает ощущение, что это то, чего я не должен был видеть. Что-то среднее между ситуацией, когда резко открываешь дверь занятого туалета, и подборкой неудачных дублей какого-нибудь фильма о насилии. Все равно что подглядывать за чьей-то подготовкой к публичному выступлению. Луис Бунюэль в своем фильме «Призрак свободы» 1974 года рисует мир, в котором меняются местами то, что должно и не должно показываться на публике. Во время «званого ужина» вы вместе с друзьями испражняетесь прямо за столом, но едите каждый отдельно в маленькой комнатке. Смысл картины в том, что разница между общественным и частным заключается не в том, что именно делать, а где и зачем. Наедине с самими собой мы готовимся к тому, что собираемся потом выставлять напоказ. То есть сначала все проигрывается за кулисами и только затем выносится на основную сцену.

Почему же мы все время играем на публику? Философ Аласдер Макинтайр предположил, что желание выставлять свою жизнь напоказ — это одна из основных человеческих потребностей; не просто рассказывать сказки о своей жизни, но проживать их. Возьмем, например, то, как мы узнаем новости. Если я тинейджер, родившийся в нулевых, то я слежу за всеми событиями в фейсбуке, а если я банкир, то покупаю Financial Times. Но если молодежь покупает Financial Times или банкир сидит в фейсбуке, то кажется, будто роли не отыгрываются должным образом. Мы воспринимаем себя и остальных в рамках персонажей, которыми являемся, и историй, в которых играем свою роль. «Единство человеческой жизни — это единство нарративных задач», — пишет Макинтайр в своей книге «После добродетели» (1981). Мы собираем воедино свои истории, чтобы их понимали другие. Мы герои, которые сами себя придумывают и живут в своих историях, которые читают остальные. Поэтому селфи Морган — это кусочек истории, которая должна приукрасить ее жизнь.

Не сфотографировал — значит, не было

Примерно это же описывал Жан-Поль Сартр в «Тошноте» (1938): «Каждый человек — всегда рассказчик историй, он живет в окружении историй, своих и чужих, и все, что с ним происходит, видит сквозь их призму». Не сфотографировал — значит, не было. Но после, сидя в кафе де Флор, человек должен спросить себя: я действительно собираюсь рассказать людям об этом кофе? Я и вправду так подробно рассказываю о всех своих действиях — или делаю их, только чтобы рассказать? «Настало время выбирать, — заключает он, — жить или говорить». Либо наслаждайтесь своим кофе, либо постите его в инстаграм.

Философ Бернард Уильямс также интересовался идеей жизни как рассказа. Если Макинтайр считает, что реальная жизнь создается по образцу вымышленной, то Уильямс утверждает, что единственная разница между реальными и вымышленными героями заключается в том, что вымышленная жизнь предопределена с самого начала, а реальная — нет. Иными словами, персонажам не нужно беспокоиться о своем будущем. По словам Уильямса, Макинтайр забывает о том, что хоть мы и осознаем нашу прошлую жизнь, но живем ради будущего. Столкнувшись с выбором, мы не остановимся, чтобы подумать, какое же решение будет лучше соответствовать слаженному повествованию нашей истории. Конечно, иногда мы принимаем решения исходя из того образа жизни, который ведем. Но жить такой жизнью мы начали по более серьезным причинам, нежели формирование собственного имиджа. Уильямс утверждает, что на самом деле жизнь с постоянной отсылкой к своему персонажу приведет к формированию неаутентичного имиджа, отличного от того, который был у вас изначально. Начав с нарочитой методичностью совершать действия, которые раньше выполняли не задумываясь, вы усложните себе жизнь. Если вы думаете о том, как идти, в процессе ходьбы, то в итоге споткнетесь.

Читать дальше.


Автор: Anastasia Ivanova

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет