Исследователи считают, что скульптуры были частью игрушек, сделанных из ткани или кожи. Потом туловища кукол истлели, а головки из более долговечных материалов сохранились. На чём основано это предположение, и встречались ли остатки таких туловищ ранее, пресс-релиз Института не сообщает.
Фигурки нашли в курганном могильнике Итколь II, который находится в Ширинском районе Хакасии. Археологи отмечают, что погребение, в котором были обнаружены головки, ничем не выделяется. Вероятно, владельцем «игрушек» был некий обычный ребёнок, заключает Андрей Поляков, начальник совместной экспедиции ИИМК РАН и Русского географического общества.
Никаких сведений об «обычном ребёнке» не приводится: неясно, удалось ли установить его пол и возраст, непонятно, были ли в погребении какие-нибудь другие находки. Точная датировка «игрушек» также не сообщается. Говорится лишь, что их возраст более 4,5 тысяч лет, а могильник относится к окуневской культуре. Между тем эти сведения несколько противоречат друг другу. Саму культуру авторы сообщения датируют XXV– XVIII веками до н. э., следовательно, 4,5 тысячи лет – максимально возможный возраст фигурок. То есть он не может быть больше этой цифры, как указывается в пресс-релизе. Не исключено, что скульптуры моложе.
Носители Окуневской культуры были скотоводами: в наскальных изображениях, оставленных ими, есть рисунки домашних животных, в частности, быков, а также повозок. «Окуневцы» были знакомы с металлами – медью и бронзой. Из них делали ножи, кинжалы, топоры и наконечники копий. Кроме того, они продолжали использовать каменные и костяные орудия. Носители культуры, вероятно, почитали антропоморфных божеств, которых изображали как полулюдей-полуживотных, что свидетельствует о сложном мировоззрении и существовании развитой мифологии.
Ранее сообщалось о другой находке фигурок той же культуры, которых обнаружили в погребении младенца. Скульптуры изображают человекоподобных существ, головы птиц, лосей, кабанов и хищников. Они сделаны из рогов оленя, покрыты замысловатой резьбой, а некоторые – красной краской. В нескольких фигурках есть полости, так что при ударе друг об друга они могли издавать звуки наподобие современных погремушек. Вероятно, фигурки каким-то образом крепились к колыбели. При этом они могли служить не только игрушками, но и защищать ребёнка от злых духов (как при жизни, так и после смерти).
По материалам пресс-службы ИИМК РАН.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв