Гики-буддисты, мобильные церкви и требы онлайн: как религия относится к новым технологиям

0   8   0

Философия
17 марта 11:52


56ea70325f1be77acf0005a1

Последователи даже самых консервативных религий снимают круговые панорамы храмов, устанавливают автоматы по продаже церковных услуг и освящают современную военную технику по старому образцу. Большинство религий проникли в интернет и используют новые технологии в маркетинговых целях, а иногда и сами технологии становятся поводом для переосмысления веры или создания религиозных течений. О том, как религия существует в условиях технологической эпохи, запрещает ее и использует в собственных нуждах — в материале T&P.

Исследования показывают, что в США в 1990-е годы только 8% населения не было религиозным; сегодня это число увеличилось до 18%. Профессор Computer Science Аллен Дауни, который уже давно занимается проблемами взаимодействия социума и компьютерных технологий, пришел к выводу, что именно распространение интернета привело к сокращению религиозной активности. Однако не могло ли это быть связано с тем, что в эпоху раннего интернета мировые религии просто не занимались прозелитизмом и пиаром своих церквей в Сети? Американский раввин Джейсон Миллер борется с распространенным мнением о том, что интернет разрушает культуру религиозной веры. Он считает, что инновации, напротив, способствуют ее распространению.

Как мы видим, сейчас ситуация с религией в Сети кардинально изменилась. Смартфоны и социальные сети активно влияют на способы потребления религии. Сегодня религиозные практики стали более доступны для занятых людей или людей с ограниченными возможностями. Христиане могут скачать себе на телефон приложение с Библией или искать конкретные стихи на сайте BibleGateway. Идущие в ногу со временем мусульмане активно пользуются программой iPray, и вместо муэдзина к молитве их призывает телефон, ориентирующийся на расположение пользователя и время года. Иудеи могут легко изучать Тору благодаря ограниченным 140 символами урокам от @JewishTweets, посылать электронные письма к Стене Плача или пользоваться «цдакоматом» для выдачи платных благословений.

  • Приложение iPray: Prayer Times & Qibla CompassПриложение iPray: Prayer Times & Qibla Compass
  • Приложение BibleПриложение Bible


Протестантская и католическая церкви традиционно славились своими технологическими новшествами. Ватикан содержит собственную астрономическую обсерваторию, был у истоков проекта по поиску внеземного разума SETI и свободно рассуждает о проблеме НЛО. Технологии применяются и в организации церковной жизни: существуют специальные сайты, которые рассказывают и продают технологические решения (ПО, сайты или поддержку в социальных сетях) пасторам и церковным лидерам. Что же касается физически осязаемых технологий, в некоторых итальянских католических храмах стоят платные автоматы для подсветки капелл и раздачи святой воды, а в лютеранских приходах Швеции автоматы используют для приема пожертвований по пластиковым картам. В США христиане-евангелисты строят огромные «мегацеркви» — синтез торгового центра и храма.

Табу на технологии

Впрочем, не все христианские церкви и деноминации одинаково хорошо относятся к новым технологиям и их использованию верующими. Самый известный пример религиозного отрицания использования технологий — вера амишей. Амиши — консервативная протестантская деноминация, отличающаяся своей коллективной замкнутостью и отрицанием современных технологий. Они живут в основном на территории США и Канады: не являясь луддитами, то есть людьми, протестующими против использования машин и портящими их, амиши выражают сознательный отказ от практически любых технологий. В зависимости от строгости правил конкретной общины амишам запрещено использовать или всю технику и технические новшества, или только технику, направленную на развлечение (телевизор, радио). Иногда это приводит к курьезам: например, некоторые амиши используют сельскохозяйственные машины, но передвигают их сами или с помощью лошадей. Есть амиши, которые ведут бизнес и перемещаются при помощи личных водителей, а звонят только из телефона-автомата (остальным разрешается пользоваться общинными телефоном и машиной только в случае смертельной опасности). Однако эта деноминация не так радикальна, как ее часто пытается изобразить пресса: инвалидам разрешают пользоваться современным медицинским оборудованием, многие держат в домах холодильники (иногда не электрические), почти всегда разрешено ездить на общественном транспорте.

http://www.enkivillage.com/

http://www.enkivillage.com/

Религиозные запреты на технологии порой приводят к конфликтам с государством: например, в 2008 году фермеры-амиши из США судились с властями штата из-за системы обязательной электронной маркировки скота, которую они сочли «печатью дьявола». Похожие тенденции есть и в других религиозных направлениях. Ортодоксальные евреи иногда выступают за полный запрет доступа в Сеть без фильтров: в 2012 году они собрались на стадионе в Нью-Йорке, требуя введения «кошерного интернета». Аналогичные столкновения происходили и между православными и государством в России. К примеру, отдельные группировки верующих заявляли, что в штрих-кодах содержится «знак Сатаны» — цифра 666. Известна также борьба РПЦ с анонимностью в интернете.

Несогласие с технологическими новшествами может проявляться и на теологическом уровне. Проблема массовой дигитализации, в частности введения электронных карт, в православных обсуждениях сравнивается с описанием из Апокалипсиса: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:15–17). РПЦ даже выпустила проект документа («О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности»), в котором предостерегает государство от создания биометрических наночипов, имплантируемых в тело, и выступает за защиту данной Богом свободы человека.

Полный текст материала на T&P.


Автор: Сергей Зотов

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет